Статья 98

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения с учетом исторических и местных традиций.

Комментируемая статья, развивая норму о местном самоуправлении как одной из основ конституционного строя, установленную статьей 14 Конституции, определяет понятие местного самоуправления и его ключевую цель — обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

В статье закреплены основной субъект местного самоуправления и сфера реализации местного самоуправления. Субъектный состав местного самоуправления представлен населением как коллективным участником местного самоуправления.

Сфера реализации местного самоуправления определяется через понятие «вопросы местного значения». Данное понятие конкретизируется в статье 3 Закона Республики Марий Эл от 04.03.2005 № 3-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл». Закон определяет, что к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов относятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

установление официальных символов муниципального образования;

создание муниципальных учреждений и предприятий, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

принятие планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и организация их выполнения, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

осуществление иных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В комментируемой статье Конституции содержится важное указание на самостоятельность осуществления населением местного самоуправления. Это находит отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления и его органов в системе публичной власти, что является логическим продолжением нормы статьи 14 Конституции, закрепившей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Проявлением самостоятельности местного самоуправления является также признаваемое статьей 100 Конституции право на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения, установленный комментируемой статьей, развивается статьей 99 Конституции, урегулировавшей формы прямого волеизъявления граждан (референдум и выборы).

Комментируемая статья содержит указание на то, что местное самоуправление в Республике Марий Эл осуществляется с учетом исторических и местных традиций. Это положение основано на ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, ч. 1 ст. 9 и ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ.

Реализация конституционного требования об учете исторических и иных местных традиций нашла отражение при установлении наименований органов муниципального образования и должностных лиц. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона

Республики Марий Эл «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» с учетом сложившихся исторических и иных местных традиций установлены следующие наименования органов муниципального образования и должностных лиц:

1) для представительных органов местного самоуправления: Собрание депутатов муниципального района; Собрание депутатов городского округа; Собрание депутатов городского поселения; Собрание депутатов сельского поселения;

2) для главы муниципального образования — председатель Собрания депутатов муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения, избранный из числа депутатов представительного органа и являющийся высшим должностным лицом;

3) для администрации муниципального образования: администрация муниципального района; администрация городского округа; городская администрация (для городских поселений); сельская администрация (для сельских поселений).


© Марийский государственный университет 2024