Статья 96

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

2. Прокурор Республики Марий Эл назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Марий Эл и Государственным собранием Республики Марий Эл.

1. История Прокуратуры Республики Марий Эл ведет отсчет с 7 сентября 1922 года, когда она на основании Положения о прокурорском надзоре начала функционировать в новом национально-территориальном образовании России — тогда Марийской автономной области.

Структура прокуратуры Республики Марий Эл состоит из: аппарата прокуратуры республики, одной городской, двух межрайонных, двенадцати районных, специальной (по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях) прокуратур. Деятельность прокуратуры Республики Марий Эл, входящей в систему органов прокуратуры Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно статье 1 Федерального закона прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Более детально полномочия прокуроров субъектов регламентируются приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». Согласно приказу на прокуроров субъектов возлагаются следующие полномочия:

надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов главными следственными управлениями и следственными управлениями Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениями по административным округам);

надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

надзор за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а так-же соответствующими подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории субъектов Российской Федерации;

руководство деятельностью прокуратур городов, районов и иных территориальных прокуратур и т.д.

Одним из важных направлений прокурорского надзора, осуществляемых прокурорами субъектов, является надзор за точным и единообразным исполнением законов. Пределы предмета прокурорского надзора выражаются в исчерпывающем круге названных законодателем в части 1 статьи 21 Федерального закона органов и должностных лиц. В число поднадзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органами контроля (надзора) и их должностными лицами. В систему надзора не входят федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

В то же время прокуратура обязана принимать все предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных личных, политических, социально-экономических прав и свобод граждан, особенно тех, которые в силу состояния здоровья, возраста и иных причин не могут в полной мере их отстаивать (инвалиды, пенсионеры, несовершеннолетние и др.).

На органы прокуратуры субъектов возлагается обязанность осуществления надзора не только за исполнением законов, но и за законностью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе от 02.10.2007 № 155, акцентируя внимание на нарушениях конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения, в результате принятия незаконных нормативных правовых актов и правовой неурегули

рованности значительной части социально значимых общественных отношений, обязал прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур под персональную ответственность обеспечить принятие превентивных мер в этой сфере путем: активного участия в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан; своевременного изучения проектов региональных (согласно статье 89 Регламента Государственного Собрания тексты законопроектов и материалы к ним направляются Госсобранием в прокуратуру Республики Марий Эл для получения в 10-дневный срок официального отзыва), муниципальных нормативных правовых актов; участия в работе комитетов и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления подлежат изучению в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в данные нормативные правовые акты. В случае принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, прокурорам предписано реагировать путем принесения протестов, а при их отклонении обращаться с заявлением в суд, руководствуясь положениями статей 45, 245‒253 ГПК РФ, статей 52, 191‒196 АПК РФ. В то же время в приказе не выработан алгоритм действий прокуроров при выявлении нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, принятого по вопросам исключительного ведения субъекта Российской Федерации, нарушающего конституционные права и свободы человека и гражданина. Такой правовой акт не подлежит оценке на предмет соответствия федеральным законам, ибо согласно части 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам исключительного ведения субъекта, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

По нашему мнению, прокурор обязан, руководствуясь статьями 22 и 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 5 статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», опротестовывать такой нормативный правовой акт или обращаться с заявлением в суд по подведомственности на предмет соответствия конституции (уставу) субъекта как имеющий высшую юридическую силу на всей территории субъекта (пункт 1 статьи 4 Конституции Республики Марий Эл). Судом, полномочным рассматривать заявления прокуроров такого же характера, является конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Закон Республики Марий Эл от 11.03.1997 № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» предоставил прокурору Республики Марий Эл право обращаться с запросом в Конституционный суд Республики Марий Эл на предмет соответствия Конституции Республики Марий Эл законов, нормативных правовых актов

Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл, а также уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов местного самоуправления (статья 3).

Немаловажным в деятельности прокуратуры субъекта по обеспечению законности и правопорядка является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти Республики Марий Эл составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» прокурорам субъектов предписано организовать эффективное взаимодействие с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления, а приказом Генпрокурора Российской Федерации от 20.12.2010 № 445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» прокурорам субъектов вменено в обязанность личное участие в качестве постоянных членов в работе создаваемых высшими должностными лицами субъектов координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах. Такое Координационное совещание в Республике Марий Эл образовано Указом Президента Республики Марий Эл от 30.12.2010 № 267 «О Координационном совещании по обеспечению правопорядка в Республике Марий Эл», в состав которого входит прокурор Республики Марий Эл. Помимо личного участия в работе Координационного совещания прокурор Республики Марий Эл направляет Главе Республики Марий Эл предложения в комплексный план мероприятий по своевременному предотвращению противозаконных действий, охране и поддержанию правопорядка на территории Республики Марий Эл, обращая внимание на выработку согласованных действий и координации организационно-практических мероприятий по профилактике преступлений и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также направленных на активизацию борьбы с экстремизмом, терроризмом, коррупцией и т.д. В соответствии с распределением обязанностей между Председателем Правительства, Первыми заместителями и заместителями Председателя Правительства Республики Марий Эл на одного из заместителей Председателя Правительства возложена обязанность организации взаимодействия с правоохранительными органами, в том числе с органами прокуратуры.

2. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» изменен ранее действовавший порядок назначения прокуроров субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с

субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, закрепляя обязательность согласования с субъектами Российской Федерации назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, вместе с тем не определяет, к компетенции какого органа власти субъекта Российской Федерации — законодательного или исполнительного — такое согласование относится. В связи с этим данный вопрос должен быть разрешен в соответствующем федеральном законе или в законе субъекта Российской Федерации, если последнему такое право предоставлено федеральным законом. Закон о прокуратуре в пункте 1 статьи 13 установил, что субъекты Федерации самостоятельно определяют, с каким из их органов государственной власти должно производиться согласование кандидатуры на должность прокурора субъекта Российской Федерации. Законом Республики Марий Эл от 31.07.2014 № 21-З «О поправке 59 к Конституции Республики Марий Эл» часть 2 статьи 96 Конституции Республики Марий Эл изложена в новой редакции и вопросы согласования кандидатуры на должность прокурора Республики Марий Эл отнесены к компетенции Главы Республики Марий Эл и Государственного Собрания Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл письменно уведомляет Генерального прокурора Российской Федерации о принятом решении по результатам рассмотрения его представления о согласовании кандидатуры на должность прокурора Республики Марий Эл. В соответствии со статьей 152 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл предложенная кандидатура для назначения на должность прокурора Республики Марий Эл предварительно обсуждается во всех комитетах. На основании заключения Комитета по законодательству Государственное Собрание принимает решение о согласовании предложенной кандидатуры. Решение принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания открытым голосованием и оформляется постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Сообщения о назначении прокурора Республики Марий Эл на должность и об освобождении от должности публикуются в печати.


© Марийский государственный университет 2024