Статья 95

1. Конституционный суд Республики Марий Эл является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Конституционный суд Республики Марий Эл состоит из пяти судей.

3. в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина, непосредственного действия Конституции Республики Марий Эл на территории Республики Марий Эл Конституционный суд Республики Марий Эл по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного собрания Республики Марий Эл или депутата (группы депутатов) Государственного собрания Республики Марий Эл, верховного суда Республики Марий Эл, Арбитражного суда Республики Марий Эл, прокурора Республики Марий Эл, уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований республики разрешает дела о соответствии Конституции Республики Марий Эл:

а) законов Республики Марий Эл, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения;

б) нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Государственного собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл;

в) уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

4. Конституционный суд Республики Марий Эл по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан (объединений граждан) и по запросам судов проверяет конституционность законов Республики Марий Эл

или их отдельных положений, а также иных нормативных правовых актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения.

5. Конституционный суд Республики Марий Эл дает толкование Конституции Республики Марий Эл по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

7. Порядок образования, организация деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл устанавливаются законом.

1. Статья 95 Конституции Республики Марий Эл предусматривает создание в республике особого судебного органа — Конституционного суда Республики Марий Эл и определяет его как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этой конституционной формулировке отражены все признаки юридической и государственно-властной природы Конституционного суда: правовой статус — судебный орган; функциональное предназначение — осуществление конституционного контроля; основные принципы деятельности — самостоятельное и независимое осуществление судебной власти; процессуальная форма деятельности — конституционное судопроизводство.

11 марта 1997 года был принят Закон Республики Марий Эл № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл», развивающий положения комментируемой статьи Конституции, определивший правовой статус суда, его полномочия, организационную структуру, статус судей, процессуальные особенности рассмотрения дел.

18 июня 1998 года Конституционный суд Республики Марий Эл был сформирован в правомочном составе. В этот день первые судьи Конституционного суда Республики Марий Эл принесли присягу на XV сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Конституционный суд Республики Марий Эл является органом государственной власти Республики Марий Эл, стоящим в одном ряду с другими высшими конституционными органами республики — Главой республики, Государственным Собранием и Правительством Республики Марий Эл.

Конституционный суд Республики Марий Эл выполняет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в сохранении конституционного строя, защите прав и свобод граждан. Его создание ознаменовало завершение формирования системы органов государственной власти республики. Конституционный

суд Республики Марий Эл — необходимый элемент конституционно-правового статуса Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации, действующий как особый судебный орган конституционного контроля, призванный обеспечить верховенство Конституции республики по отношению к иным нормативным правовым актам республики и применительно ко всем субъектам права.

Конституционное судопроизводство в Республике Марий Эл — это регламентированная Законом Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл» деятельность Конституционного суда Республики Марий Эл по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными правомочиями. Результат конституционного судопроизводства — официальное толкование Конституции Республики Марий Эл, устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта Конституции Республики Марий Эл.

Также Конституционный суд Республики Марий Эл выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

2. В Конституционном суде Республики Марий Эл нет единоличного рассмотрения дел, все дела рассматриваются коллегиально. Судьи Конституционного суда Республики Марий Эл назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл. Конституционный суд Республики Марий Эл вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей. Полномочия Конституционного суда Республики Марий Эл не ограничены определенным сроком.

3. Компетенция Конституционного суда Республики Марий Эл определяется закреплением видов правовых актов, подлежащих проверке и официальному толкованию, а также круга правомочных субъектов обращения в Конституционный суд. Важно отметить, что Конституционный суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе.

Конституционный суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Одно из важнейших полномочий Конституционного суда Республики Марий Эл установлено частью 3 комментируемой статьи Конституции. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Республики Марий Эл:

а) законов Республики Марий Эл, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения;

б) нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл;

в) уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

К субъектам, правомочным на обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл с запросом о проверке конституционности перечисленных в части 3 статьи 95 Конституции нормативных актов, относятся Глава Республики Марий Эл, Государственное Собрание Республики Марий Эл или депутат (группа депутатов) Государственного Собрания Республики Марий Эл, Верховный Суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, главы муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований республики.

4. Особую категорию дел, рассматриваемых Конституционным судом, составляют жалобы граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод. В основном это вопросы в сферах образования, социального обеспечения, налогообложения и т.п.

В случае признания закона или иного нормативного правового акта не соответствующим Конституции Республики Марий Эл защиту нарушенных прав и свобод получает не только гражданин-заявитель, но и другие граждане, в отношении которых применялся неконституционный акт. Поэтому решения Конституционного суда Республики Марий Эл являются средствами публичной защиты прав и свобод для неограниченного круга лиц. Это означает, что при вынесении Конституционным судом Республики Марий Эл решения о признании неконституционным оспоренного нормативного правового акта иные граждане, не являющиеся заявителями по делу, вправе потребовать пересмотра своих дел, в которых был применен нормативный правовой акт, признанный неконституционным.

Правом и одновременно обязанностью судов, как это вытекает из статьи 84 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл», является обращение в Конституционный суд Республики Марий Эл с запросом, если суд придет к выводу о несоответствии Конституции Республики Марий Эл закона, примененного или подлежащего, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле и изданного по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения.

5. Толкование Конституции Республики Марий Эл — одно из специальных полномочий Конституционного суда Республики Марий Эл. Осуществляя толкование Конституции, Конституционный суд Республики Марий Эл преодолевает неопределенность в понимании ее положений. При этом он, свободно используя различные способы толкования, выработанные юридической доктриной и практикой, уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Толкование Конституции Республики Марий Эл, данное Конституционным судом Республики Марий Эл, является официальным и обязательным для всех представительных,

исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

6. Решение Конституционного суда Республики Марий Эл окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного суда Республики Марий Эл действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного суда о признании нормативного правового акта Республики Марий Эл, муниципального нормативного правового акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта Республики Марий Эл, муниципального нормативного правового акта. Нормативные правовые акты Республики Марий Эл, муниципальные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на нормативных правовых актах Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях. В случае если признание нормативного правового акта Республики Марий Эл, муниципального нормативного правового акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Республики Марий Эл. Решение Конституционного суда Республики Марий Эл подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда Республики Марий Эл влечет ответственность, установленную законодательством.

Решения Конституционного суда Республики Марий Эл выносятся от имени Республики Марий Эл.

7. Порядок образования, организация деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл установлены Законом Республики Марий Эл от 11.03.1997 № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл».

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда Республики Марий Эл.

Деятельность Конституционного суда Республики Марий Эл обеспечивает аппарат, осуществляющий организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое и иное обеспечение.


© Марийский государственный университет 2024