Статья 94

К судам Республики Марий Эл относятся Конституционный суд Республики Марий Эл и мировые судьи. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл и полномочия, порядок назначения и деятельности мировых судей определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл и законами Республики Марий Эл.

Конституция относит к судам Республики Марий Эл Конституционный суд Республики Марий Эл и мировых судей.

Конституционный суд Республики Марий Эл занимает самостоятельное положение в судебной системе Российской Федерации. От всех иных судов его отличает ряд особенностей. Во-первых, данный суд является одним из высших органов государственной власти Республики Марий Эл. Во-вторых, Конституционный суд Республики Марий Эл разрешает особые дела, в которых рассматриваются конституционные конфликты. В-третьих, указанный суд рассматривает дела, руководствуясь Конституцией Республики Марий Эл, воздерживаясь от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов. В-четвертых, его деятельность осуществляется в форме особого, конституционного судопроизводства на основе правил, определенных специальным законодательством.

Решение Конституционного суда Республики Марий Эл, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может отменяться никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом Российской Федерации (ч. 4 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

В отличие от Конституционного суда мировые судьи не представляют собой самостоятельной системы судов субъекта, а действуют в составе судов общей юрисдикции в качестве «низового звена». При этом из общего количества дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, свыше двух третей приходится на мировых судей. Организация, полномочия и деятельность мировых судей в значительной степени урегулированы федеральным законодательством (Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» и др.). В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются также законом субъекта Российской Федерации. В Республике Марий Эл к таким актам можно отнести Закон от 10.04.2000 № 21-З «О мировых судьях в Республике Марий Эл» и Закон от 21.12.2000 № 51-З «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Республике Марий Эл».

Мировые судьи, в том числе действующие на территории Республики Марий Эл, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Это следует из общих процессуальных норм.

Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в соответствии с федеральным законодательством. Компетенция мировых судей, действующих на территории Республики Марий Эл, определяется Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами Республики Марий Эл. В частности, в ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» указаны уголовные дела, гражданские дела и дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к правомочиям мирового судьи. Основным принципом при этом является отнесение к компетенции мирового судьи дел, которые по своему характеру являются менее значительными, чем подсудные иным судам, рассматривающим уголовные дела, гражданские дела и дела об административных правонарушениях. Компетенция мирового судьи определена также в соответствующих процессуальных законах — УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ.

Решения мировых судей могут быть оспорены в федеральных судах. Вместе с тем вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Отбор кандидатов на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Государственное Собрание Республики Марий Эл играет решающую роль в отношении мировых судей через механизм их назначения. Мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению председателя Верховного Суда Республики Марий Эл. Представление по кандидатурам мировых судей вносится председателем Верховного Суда Республики Марий Эл с учетом заключения квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл.

Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает постановление о назначении представленного кандидата на должность мирового судьи соответствующего судебного участка либо о мотивированном отклонении представления.

Статья 11 Закона Республики Марий Эл «О мировых судьях в Республике Марий Эл» закрепляет, что в Республике Марий Эл мировой судья впервые назначается на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается на срок десять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на

срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

На мировых судей, действующих на территории Республики Марий Эл, и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Статья 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» устанавливает, что деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. На федеральном уровне определяется общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»). На территории Республики Марий Эл создано 40 судебных участков и соответственно 40 должностей мировых судей (Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 № 51-З «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Республике Марий Эл»).

Судебные участки и должности мировых судей на территории Республики Марий Эл создаются и упраздняются республиканскими законами. По общему правилу судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Обеспечение выплаты заработной платы мировым судьям производится из федерального бюджета.

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным Правительством Республики Марий Эл, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в объеме, обеспечивающем возможность независимого осуществления правосудия (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которое осуществляется через Управление Судебного департамента в Республике Марий Эл). Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Управлением Судебного департамента в Республике Марий Эл.

Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информаци

онного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Вопросы обеспечения деятельности мировых судей Республики Марий Эл находятся в компетенции Министерства юстиции Республики Марий Эл, как это следует из соответствующего Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.12.2008 № 361.

В республиканском бюджете Республики Марий Эл ежегодно предусматриваются отдельной строкой необходимые для обеспечения деятельности мировых судей средства.

Доступ к информации о деятельности мировых судей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».


© Марийский государственный университет 2024