Статья 9

1. социальная политика Республики Марий Эл направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. в Республике Марий Эл охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. Социальная политика Республики Марий Эл может быть определена как комплекс средств, осуществляемых органами государственной власти республики, направленных на поддержание уровня жизни каждого жителя республики, в особенности уязвимых групп населения — инвалидов, престарелых, молодежи, сирот, семей, имеющих несовершеннолетних детей. Социальная политика реализуется специально уполномоченными органами, к которым в соответствии с конституционными нормами о компетенции относятся Глава Республики Марий Эл, Государственное Собрание Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления.

Комментируемая статья закрепляет обязанность всех органов публичной власти в республике осуществлять деятельность, направленную на обеспечение достойного уровня жизни граждан, их благополучия и социальной защищенности. Закрепление этого принципа в Конституции республики означает, что социальная функция является принципом деятельности публичной власти, характеризующим саму суть государственной функции: создание условий для обеспечения достойного уровня жизни для всех возрастных и социальных групп.

Конституция Республики Марий Эл, определяя правовое положение личности, закрепила следующие социальные права человека и гражданина:

- право на труд и справедливые условия труда, право на защиту трудовых прав законными способами (статья 37);

- право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту материнства и детства, семьи для обеспечения ее всестороннего развития (статья 38);

- право на социальное обеспечение (статья 39); - право на жилище (статья 40);

- право на охрану здоровья (статья 41);

- право на благоприятную окружающую среду (статья 42); - право на образование (статья 43);

- право на свободу творческой деятельности (статья 44).

Регулирование отношений по реализации социальных прав осуществляется различными отраслями права — трудовым, жилищным, административным, экологическим и т.д. Специфика социальных прав такова, что, в отличие от личных прав, их закрепление в тексте Конституции, означает лишь установление возможности пользоваться такими правами. Однако эта возможность в решающей степени определяется уровнем социально-экономического развития и финансовых возможностей региона. Такая правовая позиция была сформулирована в ряде постановлений Конституционного суда Республики Марий Эл, который указал, что органы государственной власти республики вправе само-стоятельно определить в рамках единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения порядок и условия социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом имеющихся у республики финансовых и иных ресурсов (постановления от 3 декабря 2013 года, от 27 февраля 2014 года, от 8 апреля 2014 года).

Перечень основных социальных прав, приведенный в Конституции Республики Марий Эл, в силу конституционной нормы, закрепленной в части 1 статьи 55 Конституции, не может считаться исчерпывающим и не препятствует конституционной защите других общепризнанных социальных прав и свобод человека и гражданина.

Нормативное правовое регулирование вопросов социальной защиты республика осуществляет на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, общие вопросы образования, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С учетом этого Республика Марий Эл приняла меры по собственному регулированию вопросов обеспечения социальных прав. Наиболее значимыми среди таких актов являются законы Республики Марий Эл: от 04.10.2006 № 50-З «Об условиях и порядке присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Республики Марий Эл», от 02.12.2004 № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», от 02.12.2004 № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», от 02.12.2004 № 49-З «О мерах государственной социальной поддержки в сфере образования», от 21.03.2012 № 8-З «Об охране здоровья граждан в Республике Марий Эл», от 01.08.2013 № 29-З «Об образовании в Республике Марий Эл», от 24.02.2014 № 5-З «О регулировании отдельных отношений в области охраны окружающей среды».

2. Индивидуальные трудовые права включают право на труд, на здоровые и безопасные условия труда, право на установленный законом минимальный размер оплаты труда (см. комментарий к ст. 37).

Законом Республики Марий Эл от 09.11.1999 № 171-З «О Республиканской трех-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» определен правовой статус комиссии, основными задачами которой являются ведение коллективных переговоров и подготовка проекта соглашения между республиканскими объединениями профессиональных союзов, республиканскими объединениями работодателей и Правительством Республики Марий Эл, а также содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на республиканском уровне, предупреждению конфликтных ситуаций.

Законом Республики Марий Эл от 18.06.2002 № 19-З принята Республиканская программа улучшения условий и охраны труда на 2002–2005 годы. Целью Программы является обеспечение безопасности жизни и здоровья работников на предприятиях и в организациях республики в процессе трудовой деятельности; снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; обеспечение приоритета безопасности и гигиены труда при формировании республиканской экономической политики.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Социальная поддержка может осуществляться государством в разнообразных формах — в виде отдельных льгот, компенсаций, субсидий и т.п. В Республике Марий Эл с января 2005 года в связи с изменениями федерального регулирования в социальной сфере (соответствующие изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в Бюджетный кодекс, а также принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) произошел переход на новую систему социальной защиты граждан, основанную на разграничении полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Действующая в республике система социальной защиты населения направлена на предоставление государственных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Основным республиканским актом, регулирующим вопросы предоставления социальной поддержки, является Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл». Законом в пределах полномочий Республики Марий Эл определены меры социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся ветераны войны и труда и приравненные к ним лица, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, многодетные семьи, малообеспеченные семьи, имеющие детей, и другие категории граждан.

Законом также регулируются вопросы социального обслуживания, то есть деятельность социальных служб и учреждений по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах: социально-бытовых, психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, в том числе в целях их социальной адаптации и реабилитации. Определено, что в социальном обслуживании нуждаются граждане пожилого возраста, инвалиды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

По состоянию на 1 января 2014 года в системе социальной защиты Республики Марий Эл функционируют 72 государственных учреждения, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, в том числе 17 территориальных органов Министерства социальной защиты, 46 государственных бюджетных учреждений, 7 государственных казенных учреждений, 2 государственных автономных учреждения. В Республике Марий Эл реализуется План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)», утвержденный распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 21.03.2013 № 165-р. Реализация плана призвана обеспечить доступность, существенно повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания. В результате планируется модернизация этой системы, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, вовлечение в эту деятельность негосударственных организаций, благотворителей и волонтеров.

© Марийский государственный университет 2024