Статья 87

судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической

профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комментируемая статья закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей, с целью беспристрастного отбора лиц, способных грамотно, профессионально и справедливо отправлять правосудие. Представляется, что введение законодателем дополнительных условий является объективно оправданным, обоснованным и соответствует конституционно значимым целям. Такая регламентация на конституционном уровне наряду с несменяемостью, независимостью и неприкосновенностью судей обеспечивает самостоятельность судебной власти и отличает правовой статус судей от статуса граждан.

При этом наличие специфических (квалификационных) требований к будущим судьям не является дискриминацией и полностью соответствует п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 111.

Человек, решивший стать судьей, должен отвечать критериям, установленным для претендентов на должность судьи, и проходить определенную процедуру перехода из правового положения обычного гражданина в правовое положение судьи.

Комментируемая статья устанавливает четыре основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи. Ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все они являются обязательными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение кандидатур невозможно.

Во-первых, наличие гражданства Российской Федерации. В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально-нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством. Для правовой связи личности и государства, которую порождает гражданство, характерны большой объем взаимных прав и обязанностей и временная и пространственная неизменность.

С принятием 25 декабря 2008 года Федерального закона № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» судьей может стать только тот гражданин Российской Федерации, который не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Справедливость подобного рода ограничения несомненна. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства (право постоянного проживания за границей) несет конституционные и иные вытекающие из законов иностранного государства обязанности, объективно снижающие значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством.

Во-вторых, достижение 25-летнего возраста. Признание 25 лет оптимальным возрастом, с которого гражданин Российской Федерации может претендовать на должность судьи, предполагает наличие определенного жизненного опыта для

оценки и квалификации поступков других людей, соответствующих умений, навыков, а также большого запаса юридических знаний и практики.

Фактически 25-летний возраст для лиц, претендующих на должность судьи, является минимальным и едва ли позволяет выпускникам высших учебных заведений успеть получить опыт работы по юридической специальности в течение пяти лет. На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет. Так эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт.

В-третьих, наличие высшего юридического образования. Такое образование надлежит иметь судьям всех звеньев. Высшее профессиональное юридическое образование должно быть получено в вузе, имеющем государственную аккредитацию по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения с подтверждением дипломом государственного образца.

В свете введения в Российской Федерации трехуровневой системы высшего профессионального образования (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») некоторое время на практике затруднения вызывал вопрос о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не конкретизировал, какую именно ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат в судьи. Министерство образования и науки Российской Федерации письмом от 01.09.2003 № 14-52-1018ИН/15 разъяснило, что не имеется препятствий для назначения на должность судьи лица, которому присвоена степень бакалавра юриспруденции.

В итоге правовая проблема была позднее решена на уровне Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, признавшей недостаточность бакалавриата в качестве высшего юридического образования для назначения на должность судьи.

В-четвертых, наличие стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет. В данный стаж включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Законодателю предоставлена возможность устанавливать как требования, в Конституции не упоминаемые, так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией.

Федеральными законами, которыми могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации, являются: Законы «О судебной

системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Законом «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий или не имевший судимости, или гражданин РФ, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям (п. 2 ч. 1 ст. 4), а кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления (ч. 4 ст. 4). Это дополнительные требования по отношению ко всем судьям. Но есть дополнительные требования применительно к различным ветвям судебной власти и звеньям судебных систем. Так, судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

В системе судов общей юрисдикции судьей районного суда и гарнизонного военного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и окружного (флотского) военного суда — гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей Верховного Суда Российской Федерации — гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»). Таким образом, судьей Верховного Суда Республики Марий Эл может быть гражданин России, достигший 30 лет.

Особенностями статуса судьи военного суда системы судов общей юрисдикции является, в частности, наличие преимущественного права на назначение на должность судьи военного суда военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, пребывающего в запасе или находящегося в отставке (ст. 27 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

В системе арбитражных судов судьей арбитражного суда субъекта РФ может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда — гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет (п. 3 и п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

Что касается судей судов субъектов Российской Федерации, то, как закреплено федеральным законодательством, мировым судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем относительно мирового судьи возможность такого дополнительного требования, как доверие населения соответствующего судебного участка к конкретному кандидату, могущее быть выраженным в избрании им конкретного мирового судьи (ст. 6 Закона о мировых судьях предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным органом субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации), не реализована как в Республике Марий Эл, так и ни в одном из субъектов Российской Федерации.

Из дополнительных требований, установленных в статье 87 Конституции и закрепленных в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», также интересны следующие:

- судья не вправе быть депутатом;

- судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям;

- судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.


© Марийский государственный университет 2024