1. Конституционное положение, закрепленное статьей 8 Закона Республики Марий Эл от 18.09.2001 № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл», устанавливает, что Правительство действует в пределах срока полномочий Главы Республики Марий Эл и слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой Республики Марий Эл.
Указанное правило применяется как при избрании нового Главы Республики Марий Эл, так и при избрании на второй срок действовавшего Главы Республики Марий Эл. Обязательность проведения процедуры формирования нового Правительства Главой Республики Марий Эл в соответствии с требованиями Конституции и Закона Республики Марий Эл от 18.09.2001 № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» (см. комментарии к ст. 84) сохраняется при каждом избрании Главы Республики Марий Эл.
2. Ответственность члена Правительства перед Главой Республики Марий Эл подразумевает подотчетность и возможность контроля за деятельностью члена Правительства Главой Республики Марий Эл. Член Правительства освобождается от занимаемой должности Главой Республики Марий Эл в связи с утратой доверия в случаях, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Такое увольнение осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Марий Эл. В ч. 1 ст. 13.1 указанного Федерального закона определен исчерпывающий перечень случаев, в которых осуществляется такое увольнение.
Утрата доверия наступает:
1) в случае непринятия лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2) при непредставлении лицом сведений о своих доходах и доходах членов своей семьи, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представлении заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) в случае участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;
4) при осуществлении лицом предпринимательской деятельности;
5) в случае вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ. При этом руководитель, знающий о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и урегулированию данной ситуации.
3. Процедура рассмотрения вопросов, связанных с доверием членам Правительства, установлена Регламентом Государственного Собрания. Государственное Собрание может решать вопросы о доверии членам Правительства, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным Собранием (ст. 73 Конституции). При рассмотрении вопроса о недоверии члену Правительства на сессии Государственного Собрания член Правительства вправе выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о выражении ему недоверия. В ходе обсуждения предложения о выражении недоверия члену Правительства депутаты задают ему вопросы, высказываются за или против выражения недоверия.
Действующее законодательство не определяет случаи, при которых может быть выражено недоверие члену Правительства депутатами Государственного Собрания, предоставляя депутатам право самостоятельно определять основания, которые могут повлечь отставку члена Правительства. Безусловно, мотивированный вопрос об отставке члена Правительства должен содержать объективные причины и веские основания, которые исключают право лица, замещающего должность члена Правительства, осуществлять деятельность в качестве члена Правительства.
4. Универсальная необходимость исполнительной власти состоит в том, что без нее невозможна целостность системы органов государственной власти, она должна действовать повсеместно, на всей территории республики, и постоянно, без каких-либо перерывов в деятельности. В последнем заключается одно из существенных отличий исполнительной власти от власти законодательной. Постоянство деятельности Правительства в конституционно-правовом понимании означает, что оно не имеет зафиксированных правовыми актами перерывов в работе, подобных парламентским каникулам. Государственное управление не допускает перерывов, и в этом смысле исполнительная власть осуществляется постоянно.
Именно поэтому Конституцией регламентированы сроки, в течение которых должно быть сформировано новое Правительство, а также закреплено правило, в соответствии с которым Правительство прежнего состава продолжает действовать и сохраняет свои полномочия до формирования нового состава Правительства.