Статья 80

1. Полномочия Главы Республики Марий Эл прекращаются в связи с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Марий Эл.

2. Полномочия Главы Республики Марий Эл могут быть прекращены досрочно в случаях:

а) его смерти;

б) его отставки по собственному желанию;

в) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; г) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления

умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

д1) отзыва в установленном порядке избирателями, зарегистрированными на территории Республики Марий Эл;

е) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

ж) утраты им гражданства Российской Федерации;

ж1)приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

з) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом. 3. исключена.

1. Статья, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Главы Республики Марий Эл и его преемственность, устанавливает механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института.

Глава Республики Марий Эл приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Главы и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Главой Республики Марий Эл, становится реальным носителем соответствующих полномочий.

Законом Республики Марий Эл от 22.06.2012 № 30-З «О выборах Главы Республики Марий Эл» установлено, что днем избрания Главы Республики Марий Эл является день голосования, в результате которого он был избран.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает основания и условия досрочного прекращения исполнения Главой Республики Марий Эл полномочий, в том числе прекращения полномочий Главы Республики Марий Эл помимо или вопреки воле лица, занимающего данную должность.

а) Пункт «а» изложен в соответствии с ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ, в силу которой со смертью гражданина его правоспособность прекращается (в том числе способность занимать государственные должности). В этом случае указом Президента Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Главы Республики Марий Эл.

б) Отставка представляет собой добровольный отказ Главы Республики Марий Эл от замещаемой им должности. Конституция не требует от Главы Республики Марий Эл мотивации отставки, как и не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В этом случае решение принимается Президентом Российской Федерации и оформляется указом главы государства.

в) В соответствии со статьями 29 и 30 Гражданского кодекса РФ в судебном порядке недееспособным может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими либо вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В этом случае гражданин может быть ограничен судом в дееспособности.

г) Статья 42 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Кроме того, в соответствие со статьей 45 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

д) Исполнение полномочий Главы Республики Марий Эл прекращается в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. При этом состав преступления и вид наказания значения не имеют.

д1) Прекращение исполнения полномочий Главы Республики Марий Эл в случае отзыва избирателями допускается в порядке, установленном Законом Республики Марий Эл от 24.10.2012 № 54-З «О порядке отзыва Главы Республики Марий Эл». Отзыв возможен избирателями, зарегистрированными на территории Республики Марий Эл. В соответствии с пунктом 7.4 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя

высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Согласно установленной статьей 61 Закона Республики Марий Эл «О порядке отзыва Главы Республики Марий Эл» процедуре в случае признания отзыва состоявшимся Центральная избирательная комиссия республики незамедлительно письменно извещает об этом Главу Республики Марий Эл и направляет соответствующее решение в Государственное Собрание Республики для принятия решения о досрочном прекращении полномочий Главы Республики Марий Эл.

В случаях, установленных пунктами «в» — «ж1» части второй комментируемой статьи, решения принимаются Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Президента Российской Федерации.

з) Пункт «з» содержит бланкетную норму. Указанное положение Конституции корреспондирует с частью первой статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающей определенный перечень обстоятельств, с наступлением которых федеральный законодатель связывает досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В частности, установлено, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) в таких серьезных случаях, как: издание им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а указанное лицо не устранит их в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; установленное соответствующим судом, иное грубое нарушение названных выше нормативных актов, а также указов Президента и постановлений Правительства России, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; наконец, ненадлежащее исполнение высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) своих обязанностей. Данные основания являются бесспорными для того, чтобы начать процедуру выражения недоверия.

Выражение Государственным Собранием недоверия Главе Республики Марий Эл не является безусловным, то есть автоматически не влечет досрочного прекращения его полномочий, но выступает основанием для рассмотрения Президентом Российской Федерации вопроса об отрешении его от замещаемой должности. Предполагается, что Президент Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации действуют по данному вопросу на основе согласования интересов и взаимного учета мнений. То есть Президент Российской Федерации не вправе действовать произвольно и при наличии обоснованной позиции законодательного органа субъекта Российской Федерации должен поддержать предлагаемое Государственным Собранием Республики Марий Эл ре

шение; отказ же реализовать выраженное парламентом недоверие должен быть в этом случае мотивированным.

К числу случаев досрочного прекращения полномочий Главы Республики Марий Эл относится и отрешение Главы Республики Марий Эл от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом основанием для утраты доверия Президента Российской Федерации является выявление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», либо установление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.

В этом случае решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации оформляется указом Президента Российской Федерации. При этом федеральным законодателем не урегулированы процессуальные моменты принятия Президентом Российской Федерации указанного решения.

3. Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 29.06.2005 № 18-З (Поправка 37, пп. 3 п. 5).


© Марийский государственный университет 2024