Статья 79

Глава Республики Марий Эл:

а) обеспечивает реализацию прав и свобод граждан в Республике Марий Эл, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;

б) исключен;

в) назначает половину состава центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл;

г) исключен;

д) вправе обращаться с ежегодными посланиями к Государственному собранию Республики Марий Эл о положении в республике;

е) возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Марий Эл и обеспечивает их взаимодействие с Государственным собранием Республики Марий Эл;

ж) обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл;

з) формирует Администрацию Главы Республики Марий Эл и устанавливает структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл;

и) по согласованию с Государственным собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл; вносит в его состав изменения;

к) разрабатывает и представляет Государственному собранию Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл, обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении, представляет Государственному собранию Республики Марий Эл ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным собранием Республики Марий Эл;

л) представляет республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при

осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени республики;

м) назначает полномочных представителей республики;

н) награждает государственными наградами и присваивает почетные звания;

о) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Марий Эл.

Глава Республики Марий Эл имеет комплексный правовой статус, который определяется Конституцией Республики Марий Эл и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и заключается в его причастности к федеральной власти и принадлежности к региональной власти в функциональном и организационном отношении.

Глава Республики Марий Эл обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как высшего должностного лица Республики Марий Эл (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл) и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Основные полномочия Главы Республики Марий Эл как высшего должностного лица Республики Марий Эл и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл установлены статьей 79 Конституции Республики Марий Эл.

а) Обеспечение реализации прав и свобод граждан в Республике Марий Эл заключается в установлении организационных и правовых механизмов, которые способствуют гражданам в полной мере иметь, пользоваться и реализовывать права и свободы, гарантированные Конституцией.

К таким организационным и правовым механизмам относятся:

полномочия Главы Республики Марий Эл по установлению структуры органов исполнительной власти Республики Марий Эл, которые осуществляют деятельность в пределах своей компетенции, смысл и содержание которой, в конечном счете, сводится к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина;

полномочия Главы Республики Марий Эл по принятию правовых актов, подписанию и обнародованию законов Республики Марий Эл, принятых Государственным Собранием, которые регулируют правоотношения в различных областях права и которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл полномочия в социальной сфере.

Указанные выше механизмы нужны не сами по себе, а для как можно более полного претворения в жизнь прав и свобод человека и гражданина; они призваны

обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл и других нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах Республики Марий Эл о юридическом статусе личности, ее правах и свободах, права и свободы человека и гражданина стали бы фактическим положением каждого человека.

В связи с этим для наиболее полной реализации в жизнь этой нормы необходим действенный механизм осуществления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина; одного лишь провозглашения этого постулата, даже на конституционном уровне, недостаточно.

В узком смысле обязанность Главы Республики Марий Эл по обеспечению реализации прав и свобод граждан в Республике Марий Эл является одной из гарантий прав человека и гражданина, к этой гарантии относятся условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.

В широком смысле понятием «обеспечение реализации права и свобод граждан» охватывается совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления.

Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, так как они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством и используются ими для претворения в жизнь этих прав и свобод. Наряду с этим существуют и такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

Провозглашение в комментируемой статье Конституции гарантируемой каждому человеку и гражданину реализации его прав и свобод означает, с одной стороны, признание Республикой Марий Эл на самом высшем уровне своей обязанности защищать права и свободы, обеспечивать их реализацию, с другой стороны, наличие корреспондирующего с ней права человека и гражданина требовать от государственных органов Республики Марий Эл выполнение взятой на себя обязанности.

Целостность означает сохранение территориального единства и недопустимость односторонней сецессии — выхода из состава государства какой-либо его части.

Если Конституция Российской Федерации определяет юридические параметры России как суверенного государства, его структурный состав, механизм осуществления публичной власти, разграничивает полномочия между федеральным центром и субъектами, то региональные конституции и уставы закрепляют факт пребывания субъектов в составе Федерации, их конституционно-правовой статус, приоритет государственного суверенитета России, признание ее территориальной целостности, верховенство федерального закона, механизмы реализации публичной власти в регионах, исключительную компетенцию субъектов.

В научной литературе термины «территориальная целостность», «государственная целостность», «государственное единство» нередко употребляются как синонимы. Однако это категории близкие, но не тождественные. Территориальная целостность, то есть сохранение незыблемости государственной территории, запрет сецессии (свободного выхода субъектов из состава Федерации), является составным элементом более широкой категории — «государственная целостность».

Государственная целостность Российской Федерации означает, что ни один субъект Российской Федерации не имеет права выхода из ее состава. Территория государства является целостной и неприкосновенной, на ней обеспечивается единое экономическое пространство, единая валюта, устанавливается единое гражданство Российской Федерации, верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории страны, властные органы государства составляют единую систему, действующую на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

У Республики Марий Эл, как и у других субъектов Российской Федерации, отсутствует право выхода из состава Российской Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности страны и единства системы государственной власти.

Провозглашенное в Конституции Российской Федерации в качестве принципа федеративного устройства равноправие и самоопределение народов гарантирует всем проживающим в России народам, независимо от численности, одинаковые права, в том числе на избрание формы своей национальной государственности в составе Российской Федерации.

Народ Республики Марий Эл через своих представителей в Конституционном Собрании, реализуя свое неотъемлемое право на самоопределение, установил в статье 1 Конституции, что Республика Марий Эл — республика (государство) в составе Российской Федерации.

Республика Марий Эл не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство (республику), в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории, включающей в себя территории районов, городов и других административно-территориальных единиц. На территории Республики Марий Эл гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 10 Конституции).

Сущность законности составляет неуклонное соблюдение (исполнение и применение) законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами общественных отношений, обеспечиваемое системой реально существующих требований.

В числе наиболее важных принципов законности можно назвать единство законности, верховенство Конституции, верховенство закона, неотвратимость ответственности, равенство всех перед законом.

Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов, то есть необходимы гарантии законности: экономические, социально-профилактические, политические, духовные, специально-юридические.

Основным условием обеспечения законности в Республике Марий Эл выступает сильная государственная власть в лице Главы Республики Марий Эл, определяющаяся не численностью государственных чиновников, а способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения всей Республики Марий Эл и пользующаяся поддержкой и уважением населения, установившего ее на основе демократических принципов.

Правопорядок и законность — явления, тесно взаимосвязанные друг с другом, существующие в своем единстве, в комплексе, их нельзя отрывать друг от друга. Правопорядок есть результат действия законности, так как в результате реализации норм права возникает состояние правомерности, свойственное законности, и которое, в свою очередь, превращается в состояние согласованности, упорядоченности общественных отношений.

Правопорядок невозможен без правовой нормативности. Именно правовой регламентацией общественных отношений в пределах своей компетенции, представляющей собой эффективное и качественное регулирование общественных отношений, основанное на реализации правовых норм, принципов и позитивной ответственности субъектов, реализуется функция Главы Республики Марий Эл по обеспечению законности и правопорядка на территории Республики Марий Эл.

б) Исключен. — Закон Республики Марий Эл от 16.06.2003 № 13-З (Поправка 32, п. 4).

в) Статус Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл установлен Законом Республики Марий Эл от 04.03.1998 № 64-З «О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл».

Центральная избирательная комиссия состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Членом Комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день назначения возраста 18 лет.

Формирование Центральной избирательной комиссии осуществляется Главой Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Марий Эл на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании Республики Марий Эл, а также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предложений других политических партий и иных общественных объединений, предложений представительных органов муниципальных образований, Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Половина членов Центральной избирательной комиссии назначается Главой республики, другая половина назначается Государственным Собранием. Глава Республики Марий Эл, Государственное Собрание Республики Марий Эл обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов Центральной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:

политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании Республики Марий Эл.

В Центральную избирательную комиссию по предложению каждой политической партии, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл с правом решающего голоса. Политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для рассмотрения Главой Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов Комиссии.

Если Глава Республики Марий Эл, Государственное Собрание Республики Марий Эл не назначат состав или часть состава Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл в срок, установленный статьей 27 Закона Республики Марий Эл «О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл», либо на территории Республики Марий Эл отсутствуют вышеназванные органы государственной власти Республики Марий Эл, либо если Центральная избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава Комиссии назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

г) Исключен. — Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 № 48-З (Поправка 18). д) Право Главы Республики Марий Эл на обращение с ежегодными послания

ми к Государственному Собранию непосредственно вытекает из таких важнейших функций Главы Республики Марий Эл, как обеспечение реализации прав и свобод

граждан в Республике Марий Эл, законности и правопорядка на ее территории, а также обеспечение соблюдения Конституции и исполнения законов Республики Марий Эл. Для реализации указанных выше функций необходимо, в том числе, эффективное взаимодействие с законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл — Государственным Собранием Республики Марий Эл. Конституция предусматривает форму, в которой осуществляется такое взаимодействие, — ежегодные послания к Государственному Собранию Республики Марий Эл о положении в Республике Марий Эл.

В посланиях содержатся главные ориентиры и определяются задачи, стоящие перед Республикой Марий Эл, основные направления социально-экономической деятельности на предстоящий год и результаты этой деятельности за текущий год, содержатся положения об основных направлениях внутренней политики.

При этом в теории конституционного права вопрос о юридической природе посланий вызывает споры. Ясно, что они не носят сугубо информационный характер, а выражают политическую волю высшего должностного лица Республики Марий Эл (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл) как персонификации Республики Марий Эл и воплощения политического единства общества, в силу чего не могут не влиять на деятельность иных органов государственной власти Республики Марий Эл, включая исполнительную и законодательную ветви власти.

Это, прежде всего, политические акты, но одновременно послания Главы Республики Марий Эл есть акты так называемого «мягкого права». Не будучи юридически обязательными источниками права в строгом смысле этого слова, они программируют развитие законодательства Республики Марий Эл и деятельность Правительства Республики Марий Эл, других органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл. Первое послание Президента Республики Марий Эл Л.И. Маркелова Государственному Собранию Республики Марий Эл от 22 мая 2001 г. было опубли

ковано в газете «Марийская правда» 1 июня 2001 г. (№ 100).

В 2014 г. послание Главы Республики Марий Эл касалось инвестиционной политики и носило название «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Республики Марий Эл».

е) Как установлено в Конституции Российской Федерации, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливается во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Глава Республики Марий Эл возглавляет систему органов исполнительной власти республики, являясь одновременно высшим должностным лицом Республики Марий Эл и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти республики — Председателем Правительства Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл и принимает решение о его отставке, определяет организацию его деятельности.

Система органов исполнительной власти Республики Марий Эл состоит из Правительства Республики Марий Эл, министерств, комитетов и департаментов Республики Марий Эл.

Органы исполнительной власти Республики Марий Эл создаются Главой Республики Марий Эл для осуществления руководства отраслями экономики и сферами управления, а также для реализации распорядительных, контрольных и иных полномочий, установленных законодательством Республики Марий Эл.

Глава Республики Марий Эл обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл с иными органами государственной власти Республики Марий Эл и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Республики Марий Эл с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, осуществляющими деятельность на территории Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл и общественными объединениями.

При взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти следует учитывать принцип, закрепленный в Конституции Российской Федерации, согласно которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Следовательно, в этих пределах Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл и другие органы исполнительной власти Республики Марий Эл находятся в отношениях подчинения с Правительством Российской Федерации и взаимодействует с соответствующими федеральными министерствами, в то время как по вопросам исключительных полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных органов.

Глава Республики Марий Эл играет огромную роль в законодательном процессе. Он обладает правом законодательной инициативы в Государственном Собрании, обнародует законы республики, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Государственным Собранием, вправе требовать созыва внеочередного заседания Государственного Собрания, вправе участвовать в работе Государственного Собрания с правом совещательного голоса.

В законодательном процессе функция Главы Республики Марий Эл по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл с Государственным Собранием имеет важное значение.

В основном разработчиками законопроектов по регулированию правоотношений в определенной сфере деятельности являются отраслевые органы исполнительной власти Республики Марий Эл, которые одновременно являются правоприменителями в соответствующих областях. Органы исполнительной власти республики имеют право вносить предложения о необходимости разработки тех или иных проектов законов Республики Марий Эл, на основе их предложений, в том числе, формируется план законопроектной работы Правительства Республики Марий Эл на предстоящий год.

Однако органы исполнительной власти Республики Марий Эл, кроме Правительства Республики Марий Эл, не обладают правом законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл. Разработанные органами исполнительной власти Республики Марий Эл законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственное Собрание Республики Марий Эл Главой Республики Марий Эл и (или) Правительством Республики Марий Эл.

Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл при реализации своих полномочий взаимодействуют с Государственным Собранием Республики Марий Эл непосредственно или через полномочного представителя Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Республики Марий Эл, других представителей Главы Республики Марий Эл или Правительства Республики Марий Эл.

Глава Республики Марий Эл вправе назначать официальных представителей Главы Республики Марий Эл или Правительства Республики Марий Эл по представлению законопроектов в Государственном Собрании Республики Марий Эл из числа руководителей органов исполнительной власти Республики Марий Эл.

Эффективное взаимодействие официальных представителей с Государственным Собранием Республики Марий Эл обеспечивается полномочным представителем Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании Республики Марий Эл.

Полномочный представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании согласовывает позиции официальных представителей Главы Республики Марий Эл или Правительства Республики Марий Эл по конкретным законопроектам, привлекает для обоснования замечаний и предложений Главы Республики Марий Эл к этим законопроектам государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, осуществляющих свою профессиональную служебную деятельность в органах исполнительной власти Республики Марий Эл и Администрации Главы Республики Марий Эл, научных сотрудников, определяет порядок их выступлений при рассмотрении законопроектов, замечаний и предложений к законопроектам в комитетах Государственного Собрания и на его заседаниях.

ж) Глава Республики Марий Эл несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и законов Республики Марий Эл работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

Выполняя функцию обеспечения соблюдения Конституции и законов Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл имеет право требовать от всех органов исполнительной власти Республики Марий Эл неуклонного их

соблюдения. Глава Республики Марий Эл также имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов исполнительной власти Республики Марий Эл.

Глава Республики Марий Эл, участвуя в работе Государственного Собрания Республики Марий Эл с правом совещательного голоса, обнародуя законы Республики Марий Эл, удостоверяя их обнародование путем подписания законов Республики Марий Эл либо отклоняя законы Республики Марий Эл, принятые Государственным Собранием Республики Марий Эл, обеспечивает неуклонное соблюдение Конституции Республики Марий Эл и эффективное исполнение законов Республики Марий Эл.

з) Для обеспечения деятельности Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл Глава республики формирует Администрацию Главы Республики Марий Эл.

Глава Республики Марий Эл осуществляет общее руководство деятельностью Администрации, утверждает Положение об Администрации, положения об управлениях Главы Республики Марий Эл и иных структурных подразделениях Администрации, назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц, непосредственно ему подчиненных.

Администрация Главы Республики Марий Эл обладает особым статусом, согласно которому Администрация является государственным органом Республики Марий Эл и не входит в систему органов исполнительной власти Республики Марий Эл, при этом тесно связана с исполнительной ветвью власти, поскольку обеспечивает деятельность Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл.

В состав Администрации в порядке, установленном Главой Республики Марий Эл, может структурно входить аппарат Правительства Республики Марий Эл, который образуется для обеспечения деятельности Правительства Республики Марий Эл и организации контроля за выполнением принятых Правительством Республики Марий Эл решений.

Это находит отражение и в названиях структурных подразделений Администрации Главы Республики Марий Эл: в состав Администрации Главы Республики Марий Эл входят управления Главы Республики Марий Эл, секретариаты первых заместителей (заместителей) Председателя Правительства Республики Марий Эл и другие структурные подразделения.

Основными функциями Администрации по правовому, организационному, аналитическому, информационному, документационному обеспечению деятельности Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл являются: организация подготовки законопроектов для внесения их Главой Республики Марий Эл и Правительством Республики Марий Эл в Государственное Собрание

Республики Марий Эл;

подготовка, согласование и представление Главе Республики Марий Эл, Председателю Правительства Республики Марий Эл проектов указов и распоряжений Главы Республики Марий Эл, постановлений и распоряжений Правительства

Республики Марий Эл, а также иных документов, подписываемых Главой Республики Марий Эл, Председателем Правительства Республики Марий Эл;

осуществление контроля за исполнением федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, законов Республики Марий Эл, иных правовых актов Республики Марий Эл, поручений Главы Республики Марий Эл, Председателя Правительства Республики Марий Эл, заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, а также подготовка соответствующих докладов Главе Республики Марий Эл, Председателю Правительства Республики Марий Эл;

выполнение задач и функций органа по управлению государственной гражданской службой Республики Марий Эл;

обеспечение взаимодействия Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл с политическими партиями и иными общественными объединениями, государственными органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл;

сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических, политических и правовых процессах в Республике Марий Эл и в Российской Федерации в целом;

принятие мер по профилактике коррупционных проявлений.

Администрация Главы Республики Марий Эл осуществляет и другие функции, предусмотренные законодательством Республики Марий Эл.

Возглавляя систему органов исполнительной власти Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл определяет структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл, полномочия Правительства Республики Марий Эл по руководству министерствами, комитетами, департаментами и другими органами исполнительной власти Республики Марий Эл.

Структура органов исполнительной власти Республики Марий Эл утверждается указом Главы Республики Марий Эл.

В структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл входят: Правительство Республики Марий Эл — высший исполнительный орган госу

дарственной власти Республики Марий Эл;

органы исполнительной власти Республики Марий Эл: министерства Республики Марий Эл и иные органы исполнительной власти Республики Марий Эл, к которым относятся департаменты и комитеты Республики Марий Эл, Постоянное представительство Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации и другие.

Указанные выше органы исполнительной власти Республики Марий Эл: проводят в соответствующих отраслях и сферах реализацию общегосудар

ственных вопросов, определяют важнейшие направления социально-экономического развития экономики и отраслей народного хозяйства, разрабатывают и осуществляют меры по их реализации;

организуют выполнение правовых актов Российской Федерации и правовых актов Республики Марий Эл;

участвуют в правотворческом процессе.

и) При формировании Правительства Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл играет ведущую роль, хотя без Государственного Собрания Республики Марий Эл назначение отдельных его членов не должно состояться.

Порядок формирования, состав и структура Правительства Республики Марий Эл определены Законом Республики Марий Эл от 18.09.2001 № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл».

Правительство Республики Марий Эл является постоянно действующим, коллегиальным, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, координирующим деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл.

Как уже отмечалось, возглавляет Правительство Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл, который одновременно является Председателем Правительства Республики Марий Эл. В состав Правительства Республики Марий Эл входят члены Правительства: Председатель Правительства Республики Марий Эл, первые заместители и заместители Председателя Правительства Республики Марий Эл, министры Республики Марий Эл. На 1 января 2015 г. в составе Правительства Республики Марий Эл находилось 9 заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, из них 2 первых заместителя.

Назначение на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, осуществляется Главой Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл. Кандидатуры членов Правительства Республики Марий Эл при их назначении на должность вносятся для согласования Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл.

Порядок согласования кандидатур членов правительства Республики Марий Эл см. в комментарии к ст. 84.

Член Правительства Республики Марий Эл несет ответственность за свою деятельность перед Главой Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл вправе освободить члена Правительства Республики Марий Эл от занимаемой должности. к) Функция по представлению Государственному Собранию проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также отчетов о его исполнении является отражением норм статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

является участником бюджетного процесса.

Процедура разработки и представления республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также отчетов о его исполнении в Государственное Собрание Республики Марий Эл урегулирована специальным Законом Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл».

Составление проекта бюджета — стадия бюджетного процесса, в ходе которой осуществляется планирование доходов бюджета, расходов бюджета и поступлений из источников финансирования бюджета и отражение данных параметров с установленной бюджетным законодательством Российской Федерации детализацией.

Проект республиканского бюджета Республики Марий Эл составляется на основе прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл в целях финансового обеспечения расходных обязательств Республики Марий Эл и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл — исключительная прерогатива Правительства Республики Марий Эл. Непосредственное составление проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл осуществляет Министерство финансов Республики Марий Эл.

Министерство финансов Республики Марий Эл составляет проект республиканского бюджета Республики Марий Эл, представляет его с необходимыми документами и материалами в Правительство Республики Марий Эл для представления Главе Республики Марий Эл и последующего внесения в Государственное Собрание Республики Марий Эл, организует исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл, устанавливает порядок составления бюджетной отчетности Республики Марий Эл. Внесение Министерством финансов Республики Марий Эл проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл в Правительство Республики Марий Эл осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проекта указанного закона в Государственное Собрание Республики Марий Эл.

Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета Республики Марий Эл можно разделить на два этапа.

Первый этап — это внесение на рассмотрение Государственного Собрания проекта закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период, его рассмотрение в двух чтениях.

Согласно статье 59 Закона Республики Марий Эл «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» Глава Республики Марий Эл вносит на рассмотрение Государственного Собрания проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 ноября текущего года. Проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он представлен в Государственное Собрание до 24 часов 1 ноября текущего года.

Проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период, внесенный Главой Республики Марий Эл, в течение 3 дней направляется Председателем Государственного Собрания в комитеты Государственного Собрания, Государственную счетную палату Республики Марий Эл, другим субъектам права законодательной инициативы для рассмотрения и внесения замечаний и предложений.

В целях обеспечения открытости для общества, средств массовой информации и граждан процедур рассмотрения и принятия решений по проекту республиканского бюджета и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета, выявления общественного мнения о проекте республиканского бюджета, годовом отчете об исполнении республиканского бюджета и о решениях органов государственной власти Республики Марий Эл в сфере бюджетных правоотношений и подготовки предложений по проекту республиканского бюджета и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Государственным Собранием проводятся публичные слушания. Порядок проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл определен Законом Республики Марий Эл от 01.08.2013 № 25-З.

Проведение публичных слушаний является обязательным. Информационное сообщение о проведении публичных слушаний публикуется Государственным Собранием на своем официальном сайте или размещается в иных средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней со дня внесения проекта республиканского бюджета или годового отчета об исполнении республиканского бюджета в Государственное Собрание. По результатам проведения публичных слушаний оформляется протокол.

Протокол публичных слушаний, содержащий замечания и предложения по проекту республиканского бюджета и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета, поступившие в ходе проведения публичных слушаний, направляется Главе Республики Марий Эл в течение 3 дней со дня проведения публичных слушаний. Заключение Главы Республики Марий Эл на замечания и предложения по проекту республиканского бюджета и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета, указанные в протоколе публичных слушаний, направляется в Государственное Собрание Республики Марий Эл. Результаты проведения публичных слушаний носят для органов государственной власти Республики Марий Эл рекомендательный характер.

Порядок рассмотрения и принятия проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период определен в статье 61 Закона Республики Марий Эл «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл». Согласно данной статье Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает проект закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период в двух чтениях. В течение 30 дней со дня внесения Главой Республики Марий Эл проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает его в первом чтении.

При рассмотрении проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении Государственное Собрание Республики Марий Эл заслушивает до

клад представителя Главы Республики Марий Эл и заключение Комитета по бюджету, обсуждает основные направления бюджетной политики и принимает решение о принятии за основу либо об отклонении данного законопроекта.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл о принятии в первом чтении проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период. Решение об утверждении основных характеристик республиканского бюджета Республики Марий Эл принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

При рассмотрении проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении Государственное Собрание Республики Марий Эл имеет право отклонить данный проект и принять решение о создании согласительной комиссии из представителей Государственного Собрания Республики Марий Эл и Главы Республики Марий Эл по корректировке проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период исходя из рекомендаций, изложенных в сводном (общем) заключении. Согласительная комиссия в течение последующих 5 дней разрабатывает согласованный вариант уточнений показателей, после чего Глава Республики Марий Эл в 10-дневный срок представляет уточненный проект закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл повторно в первом чтении.

При повторном внесении указанного законопроекта Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает его в первом чтении в течение 5 дней со дня повторного внесения.

Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 10 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом второго чтения проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период является постатейное его рассмотрение и утверждение.

При наличии поправок, по которым остались разногласия между Главой Республики Марий Эл и Комитетом по бюджету, на голосование в первую очередь выносятся предложения, содержащиеся в первоначальном варианте проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл, представленном Главой Республики Марий Эл, в случае его отклонения ставятся на голосование поправки Комитета по бюджету. После принятия всех поправок и рассмотрения разногласий проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период ставится (вносится) на голосование в целом.

Второй этап утверждения республиканского бюджета Республики Марий Эл — это подписание и обнародование республиканского бюджета Республики Марий Эл. Принятый закон Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период направляется в течение 5 дней Главе Республики Марий Эл для подписания и опубликования. Глава Республики Марий Эл в течение 14 дней с момента поступления подписывает принятый закон и направляет его для официального опубликования либо возвращает его в Государственное Собрание Республики Марий Эл с замечаниями для повтор

ного рассмотрения.

Глава Республики Марий Эл имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в Государственном Собрании Республики Марий Эл) отдельных разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период. В случае применения Главой Республики Марий Эл права отлагательного вето вопрос по данному разделу выносится на заседание Государственного Собрания Республики Марий Эл и рассматривается в течение 7 дней со дня применения Главой Республики Марий Эл права отлагательного вето. Для отклонения отлагательного вето необходимо решение Государственного Собрания Республики Марий Эл, принятое не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В случае согласия Государственного Собрания Республики Марий Эл с отлагательным вето Глава Республики Марий Эл должен принять соответствующий указ об ассигнованиях по данному разделу. В течение периода до принятия окончательного решения по отлагательному вето Правительство Республики Марий Эл имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорному разделу расходов в размере одной двенадцатой их величины в предшествующем финансовом году.

Следующей стадией бюджетного процесса является исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл обеспечивается Правительством Республики Марий Эл. Организация исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл возлагается на Министерство финансов Республики Марий Эл. Исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Республиканский бюджет Республики Марий Эл исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл осуществляется органами Федерального казначейства.

Завершающей стадией бюджетного процесса является так называемая отчетная стадия бюджетного процесса.

Составление и представление бюджетной отчетности Республики Марий Эл регулируется статьей 77 Закона Республики Марий Эл «О бюджетных правоотно

шениях в Республике Марий Эл». Бюджетная отчетность Республики Марий Эл составляется Министерством финансов Республики Марий Эл.

Отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего финансового года утверждается Правительством Республики Марий Эл и направляется в Государственное Собрание Республики Марий Эл и Государственную счетную палату Республики Марий Эл.

Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл подлежит рассмотрению Государственным Собранием Республики Марий Эл и утверждению законом Республики Марий Эл. Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл до его рассмотрения в Государственном Собрании Республики Марий Эл подлежит внешней проверке Государственной счетной палатой Республики Марий Эл. Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл представляется Правительством Республики Марий Эл Главе Республики Марий Эл для внесения не позднее 1 июня текущего года в Государственное Собрание Республики Марий Эл.

При рассмотрении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл заслушивает:

доклад представителя Главы Республики Марий Эл об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;

доклад Председателя Государственной счетной палаты Республики Марий Эл о заключении Государственной счетной палаты Республики Марий Эл на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает либо отклоняет закон Республики Марий Эл об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл.

В случае отклонения Государственным Собранием Республики Марий Эл закона Республики Марий Эл об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца.

В соответствии с комментируемой статей Конституции Государственное Собрание Республики Марий Эл заслушивает ежегодные отчеты Главы Республики Марий Эл о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием.

Статья 148 Постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл от 14.08.2014 № 706-П «О Регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл» определяет, что процедура рассмотрения вопроса о ежегодном отчете Главы Республики Марий Эл о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл устанавливается Президиумом Государственного Собрания. По итогам рассмотрения комитетами Государственного Собрания ежегодного отчета Главы Республики Марий Эл о деятельности Правительства Республики Марий Эл Государственное Собрание принимает постановление, проект которого готовит и

вносит на рассмотрение Государственного Собрания Комитет Государственного Собрания по законодательству.

л) Полномочие, установленное п. «л» комментируемой статьи, вытекает из Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В пп. «а» п. 7 ст. 18 названного Федерального закона закреплено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации.

Комментируемый пункт статьи Конституции закрепляет представительскую функцию Главы Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл, как высшее должностное лицо, в целях эффективности и слаженности работы всех властных структур, расположенных на территории Республики Марий Эл, представляет республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Представительская функция Главы Республики Марий Эл при осуществлении внешнеэкономических связей означает, что он имеет право подписания договоров и соглашений от имени Республики Марий Эл. Соответственно, Глава Республики Марий Эл действует от имени республики без доверенности или какого-либо иного документа, подтверждающего его полномочия.

м) Институт полномочных представителей Республики Марий Эл оказывает содействие Главе Республики Марий Эл в реализации его целей и задач по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти республики на основе единой государственной национальной политики республики.

Полномочные представители Республики Марий Эл назначаются на должность и освобождаются от должности указом Главы Республики Марий Эл по представлению Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 05.01.2004 № 1 в республике создано Постоянное представительство Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации. Представительство возглавляет постоянный представитель Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации, являющийся одновременно Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл. Постоянный представитель Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации представляет интересы органов государственной власти Республики Марий Эл в отношениях с Президентом Российской

Федерации, другими органами государственной власти Российской Федерации, представителями других государств, средствами массовой информации и печати, общественными объединениями, предприятиями, гражданами, а также осуществляет иные полномочия.

В целях представления и защиты интересов Республики Марий Эл на территории других субъектов Российской Федерации и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл и их должностных лиц с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации и их должностными лицами Указом Главы Республики Марий Эл от 27.06.2014 № 144 учрежден институт полномочных представителей Республики Марий Эл в субъектах Российской Федерации.

Действующая Конституция Республики Марий Эл не ограничивает Главу Республики Марий Эл в назначении полномочных представителей республики.

н) Правовые и организационные основы поощрения лиц государственными наградами Республики Марий Эл, почетными званиями, которые являются высшей формой поощрения за достижения в труде, направленные на улучшение общественного благополучия и безопасности в республике, закреплены в Законе Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл».

Государственными наградами республики являются: орден «За заслуги перед Марий Эл» I и II степени, медаль ордена «За заслуги перед Марий Эл», почетные звания Республики Марий Эл.

Для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан Указом Главы Республики Марий Эл от 08.07.2011 № 11 в республике создана Комиссия по государственным наградам при Главе Республики Марий Эл. Комиссия рассматривает внесенные Главе Республики Марий Эл документы о награждении государственными наградами, также представляет Главе Республики Марий Эл решения о результатах рассмотрения документов о награждении государственными наградами Республики Марий Эл. По итогам заседания Комиссии принимается решение, которое является основанием для подготовки проекта указа Главы Республики Марий Эл о награждении государственными наградами Республики Марий Эл. Далее Глава Республики Марий Эл издает указы о награждении государственными наградами Республики Марий Эл.

Вручение государственных наград Республики Марий Эл производится Главой Республики Марий Эл или другими должностными лицами от его имени и по поручению.

Государственные награды Республики Марий Эл и документы к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указа Главы Республики Марий Эл о награждении.

о) Перечень полномочий Главы Республики Марий Эл, предусмотренный статьей 79 Конституции, не является исчерпывающим. Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл наделен и другими полномочиями. Например, согласно п. 8

ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава Республики Марий Эл утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющих переданные полномочия.


© Марийский государственный университет 2024