Статья 74

1. Право законодательной инициативы в Государственном собрании Республики Марий Эл принадлежит Главе Республики Марий Эл, депутатам Государственного собрания Республики Марий Эл, комитетам Государственного собрания Республики Марий Эл, Правительству Республики Марий Эл, членам совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации — представителям от Государственного собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, представительным органам муниципальных образований.

Конституционный, верховный, Арбитражный суды Республики Марий Эл и прокурор Республики Марий Эл обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

2. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Марий Эл, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, рассматриваются Государственным собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственное собрание Республики Марий Эл в течение двадцати календарных дней.

3. Законопроекты, внесенные Главой Республики Марий Эл, подлежат обязательному включению в повестку дня сессии и рассматриваются в Государственном собрании в первоочередном порядке.

Комментируемая статья, а также часть 3 статьи 73, статья 75 Конституции Республики Марий Эл регулируют основы законодательного процесса, участниками которого являются субъекты права законодательной инициативы, Государственное Собрание и Глава Республики Марий Эл.

1. Частью 1 комментируемой статьи определен круг субъектов права законодательной инициативы. Это Глава Республики Марий Эл, депутаты Государственного Собрания, комитеты Государственного Собрания, Правительство Республики Марий Эл, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представители от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, представительные органы муниципальных образований.

Право законодательной инициативы предоставлено также Конституционному, Верховному и Арбитражному судам Республики Марий Эл по вопросам их ведения. Правом законодательной инициативы наделен прокурор Республики Марий Эл

по предметам его ведения, что отличает Конституцию республики от Конституции Российской Федерации.

Если сопоставить действующую редакцию статьи 74 Конституции Республики Марий Эл с ее первоначальной редакцией 1995 года, то следует отметить, что круг субъектов права законодательной инициативы неоднократно расширялся. Поправкой 42 к Конституции республики (Закон Республики Марий Эл от 04.10.2006 № 47-З) право законодательной инициативы было предоставлено всем представительным органам муниципальных образований, в то время как в первоначальной редакции это право принадлежало только представительным органам городских округов и муниципальных районов. Законом Республики Марий Эл от 05.08.2008 № 38-З «О поправках к Конституции Республики Марий Эл» правом законодательной инициативы были наделены члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ‒ представители от Государственного Собрания и Правительства Республики Марий Эл.

Анализ реализации права законодательной инициативы показывает главенствующую роль в этом процессе Главы Республики Марий Эл и Правительства республики. Значительное место в общем объеме законодательных инициатив принадлежит комитетам Государственного Собрания. Системное участие в разработке законопроектов по вопросам профилактики правонарушений принимает прокурор Республики Марий Эл, шире стали использовать свое право законодательной инициативы представительные органы муниципальных образований в части совершенствования организации местного самоуправления в Республике Марий Эл.

Так, в 2014 году из 69 законопроектов, внесенных на рассмотрение Государственного Собрания, 20 законопроектов были внесены Главой Республики Марий Эл, 36 законопроектов — Правительством Республики Марий Эл, 10 законопроектов — комитетами Государственного Собрания, 3 законопроекта — прокурором Республики Марий Эл. В 2013 году два законопроекта были внесены представительными органами муниципальных районов. Следует отметить, что участие в развитии законодательства Главы Республики Марий Эл, а также активное использование права законодательной инициативы законодательной и исполнительной ветвями власти, представительными органами местного самоуправления и прокурором республики создает необходимые условия для правового регулирования, охватывающего все стороны общественной и государственной жизни.

Стадия законодательной инициативы является первой стадией законодательного процесса. На этой стадии субъекты законодательной инициативы вносят на рассмотрение парламента проект законодательного акта.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственное Собрание проектов законов Республики Марий Эл, законопроектов о внесении изменений в действующие законы Республики Марий Эл либо о признании этих законов утратившими силу, а также поправок к законопроектам (ст. 90 Регламента Государственного Собрания).

По общему правилу законопроекты вносятся на рассмотрение Государственного Собрания не позднее 20 суток до начала очередной сессии Государственного Собрания (ст. 92 Регламента Государственного Собрания).

Необходимым условием внесения в Государственное Собрание проекта закона в порядке законодательной инициативы в соответствии со ст. 91 Регламента Государственного Собрания является представление:

а) полного текста законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

б) пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования, обоснование необходимости принятия закона, характеристику законопроекта, его цели, основные положения, место в действующем законодательстве, прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия, а также вывод об отсутствии в законопроекте коррупциогенных факторов;

в) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

г) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;

д) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;

е) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого предусматривает расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл);

ж) документов и материалов, предусмотренных статьей 58 Закона Республики Марий Эл «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» (по законопроекту о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период);

з) заключения Главы Республики Марий Эл по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Марий Эл, по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также заключения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл по вышеуказанным законопроектам;

и) заключения органа, уполномоченного Министерством юстиции Российской Федерации в Республике Марий Эл осуществлять правовую экспертизу на соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также антикоррупционную экспертизу;

к) заключения Комитета Государственного Собрания по законодательству о результатах проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов и проектов постановлений Государственного Собрания, разрабатываемых комитетами Государственного Собрания и депутатами Государственного Собрания;

л) решения Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по проектам законов Республики Марий Эл в сфере охраны труда либо иным законопроектам в сфере труда;

м) решения представительного органа муниципального образования, если субъектом права законодательной инициативы выступает представительный орган муниципального образования, в котором указывается представитель для участия в работе Государственного Собрания по данному законопроекту;

н) заключения об оценке регулирующего воздействия по проектам законов, затрагивающим вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Если представленный проект закона, проект постановления Государственного Собрания не отвечают основным требованиям Закона Республики Марий Эл «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», Регламента Государственного Собрания и Правил подготовки и оформления правовых актов, принимаемых Государственным Собранием, он может быть возвращен Государственным Собранием инициатору законопроекта для выполнения им установленных требований.

Президиум Государственного Собрания назначает ответственный по законопроекту комитет и принимает решение о включении законопроекта в повестку дня очередной сессии Государственного Собрания. Одновременно законопроект направляется в комитеты Государственного Собрания, Правительство Республики Марий Эл (в случае если оно не является субъектом права законодательной инициативы), прокуратуру Республики Марий Эл, Государственную счетную палату Республики Марий Эл для подготовки и представления заключений, предложений и замечаний. В этих целях отдельные законопроекты также могут быть направлены в различные правоохранительные органы, Совет муниципальных образований Республики Марий Эл, Общественную палату Республики Марий Эл, Молодежный парламент Республики Марий Эл, Уполномоченному по правам человека в Республике Марий Эл по вопросам их ведения.

Субъект права законодательной инициативы имеет право по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта, отозвать внесенный законопроект на основании письменного заявления.

2. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается особый порядок рассмотрения Государственным Собранием законопроектов, связанных с формированием и расходованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а именно законопроектов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Марий Эл, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Законопроекты финансово-экономического характера рассматриваются Государственным Собранием исключительно по представлению Главы Республики Марий Эл либо при наличии выраженной позиции Главы Республики Марий Эл по законопроекту.

Закрепление данной конституционной нормы обусловлено тем, что на Главу Республики Марий Эл в соответствии с пунктом «к» ст. 79 Конституции республики возложены разработка и представление Государственному Собранию республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также обеспечение его исполнения.

Заключение Главы Республики Марий Эл представляется в Государственное Собрание в течение двадцати календарных дней. Отсутствие заключения Главы Республики Марий Эл может служить основанием для возврата законопроекта субъекту права законодательной инициативы.

3. Частью 3 комментируемой статьи устанавливаются гарантии реализации Главой Республики Марий Эл принадлежащего ему права законодательной инициативы.

Конституция закрепляет требования к порядку рассмотрения Государственным Собранием законопроектов, внесенных Главой Республики Марий Эл:

первое — обязательность включения указанных законопроектов в повестку дня сессии Государственного Собрания;

второе — рассмотрение их в первоочередном порядке.

Установление указанных гарантий связано с полномочиями Главы Республики Марий Эл как высшего должностного лица республики по обеспечению реализации прав и свобод граждан в Республике Марий Эл, безопасности и территориальной целостности республики, законности и правопорядка на ее территории, а так-же по обеспечению соблюдения Конституции и исполнения законов Республики Марий Эл (пункты «а», «ж» ст. 79 Конституции).


© Марийский государственный университет 2024