Статья 73

1. К ведению Государственного собрания Республики Марий Эл относятся: а) принятие Конституции Республики Марий Эл и поправок к ней;

б) исключен. — Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 № 48-З (Поправка 18);

в) исключен. — Закон Республики Марий Эл от 27.08.2012 № 49-З (Поправка 57, п. 3);

г) решение вопросов государственного устройства Республики Марий Эл; д) установление системы исполнительных органов государственной

власти;

е) назначение половины состава центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл;

ж) осуществление законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации;

з) назначение референдума Республики Марий Эл, назначение голосования по отзыву Главы Республики Марий Эл;

и) назначение выборов депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл, назначение выборов Главы Республики Марий Эл;

к) по представлению Главы Республики Марий Эл согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл;

л) решение вопросов о доверии членам Правительства Республики Марий Эл, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным собранием Республики Марий Эл;

м) рассмотрение предложенной Главой Республики Марий Эл программы деятельности исполнительной власти на предстоящий период, ежегодных посланий о положении в республике, заслушивание ежегодных отчетов

Главы Республики Марий Эл о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным собранием Республики Марий Эл;

н) утверждение республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики и отчетов об их исполнении, установление республиканских налогов и сборов, утверждение республиканских программ экономического и социального развития, требующих бюджетных ассигнований;

о) установление порядка управления и распоряжения республиканской собственностью. осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Марий Эл, исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики, соблюдением установленного порядка распоряжения республиканской собственностью. При осуществлении контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл по расходам на обеспечение деятельности Государственного собрания Республики Ма-рий Эл и (или) депутатов Государственного собрания Республики Ма-рий Эл полномочия Государственного собрания Республики Марий Эл не ограничиваются. Государственное собрание Республики Марий Эл образует Государственную счетную палату Республики Марий Эл, состав и порядок деятельности которой определяется законом;

п) исключен. — Закон Республики Марий Эл от 29.06.2005 № 18-З (Поправка 36, пп. 5 п. 7);

р) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, связанных с кадрами судебных и правоохранительных органов;

с) рассмотрение вопросов, связанных с назначением прокурора Республики Марий Эл;

т) определение порядка решения вопросов административно-территориального деления республики;

у) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Марий Эл, утверждение соглашения об изменении границ республики, одобрение проекта договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл;

ф) учреждение государственных наград Республики Марий Эл, установление почетных званий Республики Марий Эл;

х) толкование законов Республики Марий Эл;

ц) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Марий Эл.

2. Государственное собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл,

предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий. Регламентация, по какому из предметов своего ведения Государственное собрание Республики Марий Эл принимает законы, а по какому — постановления, устанавливается законом Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

3. Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом; постановления Государственного собрания Республики Марий Эл принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

4. Государственное собрание Республики Марий Эл вправе обратиться к Главе Республики Марий Эл, Правительству Республики Марий Эл с предложением о внесении изменений, дополнений либо отмены принятых ими нормативно-правовых актов, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке либо обратиться с запросом в Конституционный суд Российской Федерации и Конституционный суд Республики Марий Эл.

1. В части 1 комментируемой статьи определены полномочия Государственного Собрания. Данный перечень не является закрытым. Помимо полномочий, закрепленных в комментируемой части, к ведению Государственного Собрания относится осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Марий Эл (пункт «ц»). Указанное конституционное положение позволяет в процессе развития законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл осуществлять возложенные на Государственное Собрание полномочия без внесения изменений в Конституцию Республики Марий Эл.

Основным полномочием Государственного Собрания является законодательная деятельность, которая включает принятие Конституции Республики Марий Эл и поправок к ней, принятие законов по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах ее полномочий, толкование законов республики. Следует отметить, что в рамках указанной деятельности полномочия Государственного Собрания установлены в ч. 1 и в ч. 2 комментируемой статьи.

Установленные комментируемой частью полномочия Государственного Собрания, составляющие в совокупности его компетенцию, можно объединить в несколько групп.

I. Полномочия в области конституционного строительства. К ним относятся:

1) принятие Конституции Республики Марий Эл, внесение в нее поправок (пункт «а»). Указанные полномочия не являются исключительной прерогативой Государственного Собрания. Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции Республики Марий Эл положения Конституции республики могут быть пересмотрены

Государственным Собранием либо путем проведения референдума Республики Марий Эл;

2) решение вопросов государственного устройства Республики Марий Эл (пункт «г»). Государственное устройство — это внутренняя территориальная структура государства, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между государством в целом и отдельными его частями, в частности между центральными и местными органами власти;

3) назначение референдума Республики Марий Эл, назначение голосования по отзыву Главы Республики Марий Эл (пункт «з»). Порядок реализации указанных полномочий определен Законом Республики Марий Эл от 01.07.2003 № 21-З «О референдуме Республики Марий Эл» и Законом Республики Марий Эл от 24.10.2012 № 54-З «О порядке отзыва Главы Республики Марий Эл»;

4) полномочия по формированию органов государственной власти Республики Марий Эл, иных государственных органов республики:

установление системы исполнительных органов государственной власти (пункт «д»). Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 18.09.2001 № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» система исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл состоит из Правительства Республики Марий Эл, министерств, комитетов, департаментов, отделов и иных органов исполнительной власти Республики Марий Эл. Исполнительные органы государственной власти Республики Марий Эл создаются для осуществления руководства отраслями экономики и сферами управления, распорядительных, контрольных и иных полномочий, установленных законодательством Республики Марий Эл (ст. 16). Правительство Республики Марий Эл является постоянно действующим, коллегиальным, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, координирующим деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл (ст. 1). Правительство Республики Марий Эл формирует Глава Республики Марий Эл (ч. 1 ст. 84 Конституции). Глава Республики Марий Эл является Председателем Правительства Республики Марий Эл (ч. 1 ст. 76 Конституции);

назначение выборов Главы Республики Марий Эл (пункт «и»);

назначение выборов в Государственное Собрание Республики Марий Эл (пункт «и»);

согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл (пункт «к»). Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Республики Марий Эл «О Правительстве Республики Марий Эл» назначение на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих сферами

финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, осуществляется Главой Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл;

решение в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, связанных с кадрами судебных и правоохранительных органов (п. «р»), а именно:

назначение на должность судей Конституционного суда Республики Марий Эл (ст. 4 Закона Республики Марий Эл от 11.03.1997 № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл»);

назначение на должность мировых судей (п. 1 ст. 8 Закона Республики Марий Эл от 10.04.2000 № 21-З «О мировых судьях в Республике Марий Эл»;

назначение половины состава Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл (пункт «е»);

образование Государственной счетной палаты Республики Марий Эл (п. «о»); назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Государственной счетной палаты Республики Марий Эл (ст.ст. 5, 6 Закона Республики Марий Эл от 03.01.1997 № 13-З «О Государственной счетной палате Республики Марий Эл»);

5) определение порядка решения вопросов административно-территориального деления республики (пункт «т»). В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 03.05.2006 № 22-З «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства (деления) Республики Марий Эл» административно-территориальное устройство Республики Марий Эл — это территориальная организация Республики Марий Эл, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, обеспечивающих исполнение на территории Республики Марий Эл полномочий публичной власти с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры. Административно-территориальная единица — часть территории Республики Марий Эл, полученная в результате административно-территориального деления Республики Марий Эл и имеющая официально установленные границы, категорию и наименование. Административно-территориальное деление Республики Марий Эл предполагает деление ее территории на следующие административно-территориальные единицы: районы, города (республиканского и районного значения), поселки городского типа, сельские округа (ст. 2). К вопросам административно-территориального устройства Республики Марий Эл относятся образование (преобразование) и упразднение административно-территориальных единиц и населенных пунктов, установление и изменение их границ и категорий, регистрация и учет административно-территориальных единиц и населенных пунктов (ст. 7).

II. Полномочия в экономической сфере и сфере социального развития республики:

1) утверждение республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики и отчетов об их исполнении (пункт «н»). На основании ч. 3 ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации

220

бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2) установление республиканских налогов и сборов (пункт «н»). Налоговым кодексом Российской Федерации к ведению субъекта Российской Федерации отнесено установление региональных налогов и сборов, а также порядка их взимания. В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации к региональным налогам относятся:

транспортный налог; налог на игорный бизнес;

налог на имущество предприятий.

Указанные налоги установлены Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл». Установление сборов законодательством республики не предусмотрено;

3) утверждение республиканских программ экономического и социального развития, требующих бюджетных ассигнований (пункт «н»). Следует обратить внимание, что понятия «программы экономического и социального развития» и «государственные программы» имеют различное значение. Программа социально-экономического развития представляет собой прежде всего стратегию развития республики на плановый период, в то время как государственные программы являются целевыми отраслевыми (межотраслевыми) программами, содержащими конкретный перечень программных мероприятий с указанием необходимого объема финансирования. Данные различия обусловливают различный порядок утверждения таких программ: комплексные программы социально-экономического развития в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 184-ФЗ утверждаются законом субъекта Российской Федерации, а государственные программы согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) установление порядка управления и распоряжения собственностью республики (пункт «о»). Федеральным законом № 184-ФЗ установлено право субъекта Российской Федерации иметь свою собственность, включающую в себя имущество, необходимое для осуществления субъектом Российской Федерации своих полномочий, перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации (статья 26.11). Указанным Федеральным законом также закреплено положение о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 26.12).

III. Полномочия в сфере федеративных отношений, отношений между субъектами Российской Федерации:

1) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (пункт «ж»). Право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлено ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации;

2) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Марий Эл (пункт «у»). В качестве примера можно привести законы Республики Марий Эл об утверждении договоров о дружбе и сотрудничестве: между Республикой Башкортостан и Республикой Марий Эл (от 10.01.1999 № 110-З), между Республикой Марий Эл и Чувашской Республикой (от 17.07.1999 № 154-З), между Республикой Марий Эл и Удмуртской Республикой (от 21.12.2000 № 56-З);

3) утверждение соглашения об изменении границ республики (пункт «у»). Поскольку согласно п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации утверждение изменений границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Регламентом Совета Федерации (утвержден Постановлением СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ) установлены требования к указанному соглашению. Согласно статье 145 Регламента Совета Федерации для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в Совет Федерации представляется соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации;

4) одобрение проекта договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл (пункт «у»).

В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 184-ФЗ заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

IV. Контрольные полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл.

К ним относятся:

1) осуществление Государственным Собранием контроля наряду с другими уполномоченными на то органами контроля:

- за соблюдением и исполнением законов Республики Марий Эл (пункт «о») (см. комментарий к ч. 2 ст. 64);

- за исполнением бюджета Республики Марий Эл (пункт «о»). Для реализации данного полномочия Государственное Собрание образует Государственную счетную палату Республики Марий Эл, которая является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и подотчетна ему (ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 03.01.1997 № 13-З «О Государственной счетной палате Республики Марий Эл»). Пунктом «о» комментируемой части закреплено положение о том, что при осуществлении контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл по расходам на обеспечение деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл и (или) депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл не ограничиваются;

- за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов республики (пункт «о»). Ежегодно Государственным Собранием рассматривается отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл, который утверждается законом республики. Например, Закон Республики Марий Эл от 31.07.2014 № 25-З «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл за 2013 год»;

- за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Марий Эл (пункт «о»);

2) решение вопросов о доверии членам Правительства Республики Марий Эл, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным Собранием (пункт «л»). Принятие Государственным Собранием большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов Государственного Собрания решения о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл влечет его отставку в соответствии с ч. 3 ст. 85 Конституции. Следует отметить, что за период своей деятельности Государственным Собранием Республики Марий Эл указанное полномочие не было применено;

3) рассмотрение предложенной Главой Республики Марий Эл программы деятельности исполнительной власти на предстоящий период, ежегодных посланий о положении в республике (пункт «м»);

4) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Марий Эл о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Марий Эл (пункт «м»).

V. Иные полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл:

1) рассмотрение вопросов, связанных с назначением прокурора Республики Марий Эл (пункт «с»). В соответствии с ч. 2 ст. 96 Конституции прокурор Республики Марий Эл назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с

Главой Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Марий Эл. Примером реализации указанного полномочия является принятие Постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл от 10.09.2012 № 445-П;

2) учреждение государственных наград Республики Марий Эл, установление почетных званий Республики Марий Эл (пункт «ф»). В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 96-III «О государственных наградах Республики Марий Эл» государственными наградами являются Орден «За заслуги перед Марий Эл», Медаль ордена «За заслуги перед Марий Эл», а также почетные звания Республики Марий Эл, которые присваиваются за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд (например, «Народный артист Республики Марий Эл», «Народный учитель Республики Марий Эл», «Заслуженный врач Республики Марий Эл» и др.). Всего установлено тридцать пять почетных званий Республики Марий Эл (ст. 2);

3) толкование законов Республики Марий Эл (пункт «х»). Государственное Собрание вправе толковать законы как принятые им самим, так и принятые на республиканском референдуме, за исключением Конституции республики. Право толковать Конституцию принадлежит Конституционному суду Республики Марий Эл (ч. 5 ст. 95 Конституции);

4) иные полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Марий Эл.

К таким полномочиям, например, относятся:

наделение полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Государственного Собрания Республики Марий Эл (ч. 2 ст. 95 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 03.12. 2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»);

привлечение мирового судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи (п. 3 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);

заслушивание отчета министра внутренних дел по Республике Марий Эл о деятельности подчиненных органов внутренних дел (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);

назначение на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл (Закон Республики Марий Эл от 21.09.2000 № 44-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Марий Эл»);

утверждение одиннадцати членов Общественной палаты Республики Марий Эл из числа представителей структурных подразделений общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений в Республике Марий Эл, осуществляющих деятельность в пределах Республики Марий Эл (Закон Республики Марий Эл от 29.04.2008 № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл»);

назначение семи представителей общественности в Квалификационную коллегию судей Республики Марий Эл (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 14.03.2002

№ 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закон Республики Марий Эл от 21.06.2002 № 20-З «О порядке назначения членов Квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл — представителей общественности»);

избрание двух представителей от Государственного Собрания в состав квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Марий Эл (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Закон Республики Марий Эл от 06.03.2003 № 8-З «О порядке избрания представителей от Государственного Собрания Республики Марий Эл в состав квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Марий Эл»).

2. Частью 2 комментируемой статьи установлено, в каких пределах осуществляются полномочия Государственного Собрания в сфере законодательной деятельности: Государственное Собрание осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 65.1 Конституции Российской Федерации Республика Марий Эл находится в составе Российской Федерации, в связи с чем, законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл осуществляется Государственным Собранием с учетом ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В качестве примера собственного правового регулирования можно привести принятие Государственным Собранием законов Республики Марий Эл от 04.12.2003 № 53-З «О статусе столицы Республики Марий Эл», от 30.11.2006 № 68-З «О Государственном гербе Республики Марий Эл и Государственном флаге Республики Марий Эл».

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Например, по предмету совместного ведения, установленному пунктом «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны осуществлять правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (ст. 6). Законы Республики Марий Эл от 18.06.2004 № 15-З «О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл», от 04.03.2005

№ 4-З «О численности депутатов, сроке полномочий, дате выборов представительных органов первого созыва и порядке избрания глав городских, сельских поселений», от 04.03.2005 № 3-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» и ряд других законов в указанной сфере приняты с учетом данного требования Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять опережающее нормотворчество по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

В качестве примера опережающего законотворчества можно привести принятый Государственным Собранием Республики Марий Эл по предмету совместного ведения (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации) Закон Республики Марий Эл от 16.07.2003 № 30-З «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл», которым определялись правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка, а также цели, задачи, порядок образования и полномочия народных дружин и иных общественных формирований. В связи с вступлением в силу 2 июля 20014 г. Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» Государственным Собранием принят Закон Республики Марий Эл от 31.10.2014 № 44-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Республики Марий Эл», Закон Республики Марий Эл от 16.07.2003 № 30-З признан утратившим силу.

Следует отметить, что перечень полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлен п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

Комментируемой частью также установлено, что Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает нормативные правовые акты в форме законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл. Регламентация, по какому из предметов своего ведения Государственное Собрание принимает законы, а по какому — постановления, устанавливается законом Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

Законом Республики Марий Эл от 06.03.2008 № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» определено, что закон Республики Марий Эл — это нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные стороны государственной и общественной жизни Республики Марий Эл (ст. 9).

Перечень вопросов, решение по которым оформляется в форме закона республики, установлен Федеральным законом № 184-ФЗ (ст. 5), Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» (ст. 8). К их числу относятся: вопросы государственного устройства Республики Марий Эл, установление налогов и сборов, административно-территориальное устройство Республики Марий Эл и другие вопросы.

Перечень вопросов, по которым Государственным Собранием принимаются постановления, также установлен Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» (ч. 6 ст. 8) в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.

Так, Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» установлено, что в форме постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл принимаются решения по таким вопросам, как: наделение полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Государственного Собрания Республики Марий Эл; назначение половины состава Центральной избирательной комиссии; назначение на должность судей Конституционного суда Республики Марий Эл, мировых судей; осуществление законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; назначение референдума Республики Марий Эл, назначение выборов депутатов Государственного Собрания, назначение выборов Главы Республики Марий Эл; толкование законов Республики Марий Эл и другим вопросам.

3. Частью 3 комментируемой статьи в соответствии с требованиями Федерального закона № 184-ФЗ (ст. 7) предусмотрен порядок принятия Государственным Собранием законов и постановлений.

По общему правилу законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Согласно ч. 1 ст. 65 Конституции установленное число депутатов составляет 52 депутата, в связи с чем для принятия закона Республики Марий Эл необходимо, чтобы за него проголосовали не менее 27 депутатов.

Конституцией установлены случаи принятия законов Республики Марий Эл большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания: при повторном рассмотрении закона в случае его отклонения Главой Республики Марий Эл (ст. 75); принятии поправок к Конституции (ст. 108).

Постановления Государственного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией в соответствии с федеральным законом. Случаи принятия постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл иным большинством голосов Конституцией не предусмотрены.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проект договора о разграничении полномочий одобряется или отклоняется постановлением законодательного (предста

вительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов (п. 4 ст. 26.7). Указанным Федеральным законом также установлено, что проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 7). Регламентом Государственного Собрания установлено, что рассмотрение проектов законов, внесенных в Государственное Собрание, осуществляется в двух чтениях, если Государственным Собранием применительно к проекту закона не будет при

нято иное решение (ст. 100).

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает возможность внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Главы Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл или их отмены по инициативе Государственного Собрания Республики Марий Эл. При этом Государственное Собрание вправе реализовать данное право в любой из названных в комментируемой части форм:

обратиться к Главе Республики Марий Эл или Правительству Республики Марий Эл, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, с предложением внести в него необходимые изменения или отменить;

обжаловать нормативный правовой акт в суд;

обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционный суд Республики Марий Эл с запросом о соответствии нормативного правового акта Конституции Российской Федерации (ст. 125 Конституции Российской Федерации) и Конституции Республики Марий Эл (ст. 95 Конституции Республики Марий Эл) соответственно. Порядок рассмотрения дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти определен Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Порядок обращения в Конституционный суд Республики Марий Эл установлен Законом Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл».

Реализация этой конституционной нормы возможна благодаря установленному статьей 23 Федерального закона № 184-ФЗ требованию о направлении в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Данное требование является одним из элементов основ взаимодействия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, закрепленных в статье 23 вышеуказанного Федерального закона, согласно которой законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерациии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения.


© Марийский государственный университет 2024