Статья 72

1. Государственное собрание Республики Марий Эл избирает из своего состава Председателя Государственного собрания Республики Марий Эл и его заместителей.

2. Председатель Государственного собрания Республики Марий Эл созывает сессии Государственного собрания Республики Марий Эл, ведет заседания и ведает внутренним распорядком, подписывает постановления Государственного собрания Республики Марий Эл, издает распоряжения, ведет переговоры и подписывает соглашения между Государственным собранием Республики Марий Эл и законодательными органами (парламентами) субъектов Российской Федерации.

3. Заместители Председателя Государственного собрания Республики Марий Эл выполняют по поручению Председателя Государственного собрания Республики Марий Эл отдельные его функции, координируют деятельность

комитетов и комиссий Государственного собрания Республики Марий Эл, а также замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

4. Государственное собрание Республики Марий Эл из числа депутатов образует комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного собрания Республики Марий Эл.

5. Государственное собрание Республики Марий Эл принимает регламент, издает постановления по вопросам организации процедуры своей деятельности. 6. Государственное собрание Республики Марий Эл для подготовки организационных решений формирует Президиум Государственного собрания Республики Марий Эл. состав Президиума определяется Государственным

собранием Республики Марий Эл.

Комментируемой статьей Конституции установлены структура Государственного Собрания, состоящая из Председателя Государственного Собрания, его заместителей и рабочих органов — Президиума Государственного Собрания, комитетов и комиссий, их основные функции, а также виды актов, принимаемых по вопросам организации процедуры деятельности Государственного Собрания.

1. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрено избрание Государственным Собранием из своего состава Председателя Государственного Собрания и его заместителей.

Председатель Государственного Собрания — выборный руководитель высшего и единственного законодательного органа государственной власти Республики Марий Эл (ч. 1 ст. 18 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»).

Председатель Государственного Собрания имеет заместителей, из них Первого заместителя и Заместителя, работающих в Государственном Собрании на профессиональной постоянной основе, а также Заместителя (заместителей), осуществляющего (осуществляющих) свои полномочия без отрыва от основной деятельности.

В соответствии с Законом «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл» Председатель Государственного Собрания, Первый заместитель и один из заместителей Председателя Государственного Собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе и являются лицами, замещающими государственные должности Республики Марий Эл.

Порядок избрания Председателя Государственного Собрания, его заместителей урегулирован Законом «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»:

Председатель Государственного Собрания, Первый заместитель и заместители Председателя Государственного Собрания избираются на первом заседании Государственного Собрания.

Председатель Государственного Собрания избирается Государственным Собранием из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий

Государственного Собрания. Государственное Собрание может принять решение о проведении открытого голосования.

Заместители Председателя Государственного Собрания также избираются на срок полномочий Государственного Собрания. Избрание заместителей Председателя Государственного Собрания осуществляется путем проведения открытого голосования.

Процедура проведения тайного и открытого голосования установлена Регламентом Государственного Собрания.

Депутат считается избранным на должность Председателя Государственного Собрания, Первого заместителя Председателя Государственного Собрания или Заместителя Председателя Государственного Собрания, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Государственного Собрания. Решения об избрании Председателя Государственного Собрания, его заместителей оформляются постановлениями Государственного Собрания (ст.ст. 6, 10 Регламента Государственного Собрания).

2. В части 2 комментируемой статьи установлены основные функции Председателя Государственного Собрания.

Председатель Государственного Собрания: созывает сессии Государственного Собрания;

ведет заседания Государственного Собрания и ведает внутренним распорядком; подписывает постановления Государственного Собрания;

издает распоряжения;

ведет переговоры и подписывает соглашения между Государственным Собранием и законодательными органами (парламентами) субъектов Российской Федерации.

Законом «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» установлены также представительские, организационные и иные функции Председателя Государственного Собрания:

Председатель Государственного Собрания представляет Государственное Собрание во взаимоотношениях с Главой Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Марий Эл и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, населением, принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Государственного Собрания, обеспечивает в соответствии с постановлениями Государственного Собрания обсуждение гражданами проектов важнейших законов республики, организует в Государственном Собрании прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб, ежегодно представляет Государственному Собранию доклады о деятельности Государственного Собрания и о состоянии законодательства Республики Марий Эл за истекший год, проекты программ предстоящей деятельности Государственного Собрания и законопроектной работы, а также решает иные вопросы, которые могут быть поручены ему Государственным Собранием

или возложены на него в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

3. Функции заместителей Председателя Государственного Собрания, предусмотренные в части 3 комментируемой статьи, можно разделить на три основные группы:

1) координация деятельности комитетов и комиссий Государственного Собрания;

2) выполнение отдельных функций Председателя Государственного Собрания; 3) замещение Председателя Государственного Собрания в случае его отсутствия

или невозможности осуществления им своих обязанностей.

Регламентом Государственного Собрания установлена функция заместителей Председателя Государственного Собрания по участию в ведении сессий Государственного Собрания по поручению Председателя Государственного Собрания.

Распределение обязанностей между заместителями Председателя Государственного Собрания осуществляется Председателем Государственного Собрания по согласованию с Президиумом Государственного Собрания и оформляется распоряжением (часть вторая статьи 13 Регламента Государственного Собрания).

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи в структуру Государственного Собрания входят комитеты и комиссии, которые образуются из числа депутатов для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Собрания.

Порядок образования, организации деятельности и полномочия комитетов Государственного Собрания установлены законами Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл», «О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл» и Регламентом Государственного Собрания.

В соответствии с Законом «О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл» комитеты образуются на первом заседании Государственного Собрания на срок полномочий Государственного Собрания с примерно равным количеством депутатов и работают по направлениям, обеспечивающим деятельность Государственного Собрания. Количество комитетов, их численный состав и наименования устанавливаются Государственным Собранием на первом заседании по предложению организационного комитета по подготовке первой сессии. В течение срока полномочий Государственное Собрание может образовывать новые комитеты, упразднять и реорганизовывать ранее созданные, а также вносить изменения в их состав.

В состав комитетов входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комитетов, которые избираются на первом заседании Государственного Собрания по предложению организационного комитета по подготовке первой сессии. Депутат Государственного Собрания может быть членом только одного комитета. В состав комитетов не может быть избран Председатель Государственного

Собрания. Положения о комитетах Государственного Собрания утверждаются постановлениями Государственного Собрания.

Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 02.10.2014 № 11-П «О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва» в Государственном Собрании шестого созыва образовано 6 отраслевых комитетов: по законодательству; по бюджету; по здравоохранению; по социальному развитию; по развитию производственного комплекса и по развитию агропромышленного комплекса.

Закрепляя в качестве основной функции комитетов ведение законопроектной работы, Конституция наделяет комитеты Государственного Собрания правом законодательной инициативы (см. комментарий к ч. 1 ст. 74).

Порядок предварительного рассмотрения комитетами Государственного Собрания проектов законов, проектов постановлений Государственного Собрания, внесенных на рассмотрение Государственного Собрания, и подготовки их к рассмотрению Государственным Собранием установлен статьями 95–99 Регламента Государственного Собрания.

Предварительное рассмотрение законопроекта и подготовка его к первому чтению на заседании Государственного Собрания осуществляется комитетами Государственного Собрания на стадии нулевого чтения, на которой рассматриваются и обсуждаются концепция и основные положения законопроекта, экспертные заключения, вносятся и оформляются поправки депутатов к законопроекту.

После оценки законопроекта головным комитетом (отраслевым комитетом, ответственным за рассмотрение законопроекта) данный законопроект рассматривается всеми комитетами Государственного Собрания. Внесенные на заседаниях комитетов поправки к законопроекту оформляются и направляются в головной комитет, а также Главе Республики Марий Эл, в Правительство Республики Марий Эл, иным авторам законопроекта для рассмотрения. Головной комитет обобщает внесенные поправки, анализирует обоснования субъектов права законодательной инициативы по поправкам, замечаниям, предложениям, высказанным комитетами и депутатами в ходе предварительного обсуждения законопроекта, изучает соответствующие экспертные заключения по рассматриваемому законопроекту и оформляет таблицы поправок, рекомендуемых к принятию или отклонению Государственным Собранием.

При наличии разногласий между комитетами, принимавшими участие в работе над законопроектом, принимаются меры по урегулированию разногласий путем создания согласительных комиссий или в других формах.

Образуемые на первом заседании Государственного Собрания комиссии по вопросам депутатской этики, по контролю за соблюдением Регламента Государственного Собрания, редакционная комиссия также вправе подготовить и внести на рассмотрение Государственного Собрания вопросы, требующие рассмотрения на заседании Государственного Собрания. Например, Комиссия по вопросам депутаткой этики вправе вносить в Государственное Собрание предложения по совершенствованию Правил депутатской этики (п. 5 Положения о Комиссии по

вопросам депутатской этики), Комиссия по контролю за соблюдением Регламента Государственного Собрания вправе вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Марий Эл по вопросам парламентской деятельности (п. 5 Положения о Комиссии по контролю за соблюдением Регламента Государственного Собрания, утвержденный постановлением Государственного Собрания).

5. Частью 5 комментируемой статьи предусмотрено, что Государственное Собрание принимает регламент, издает постановления по вопросам организации процедуры своей деятельности.

Регламент Государственного Собрания устанавливает порядок и принципы деятельности Государственного Собрания — высшего законодательного органа государственной власти Республики Марий Эл по реализации его полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл.

В Регламенте содержатся нормы, определяющие внутреннее устройство и органы Государственного Собрания, порядок их избрания, формы деятельности Государственного Собрания, порядок проведения сессий Государственного Собрания и иных мероприятий, проводимых Государственным Собранием, законодательную процедуру, порядок рассмотрения вопросов, относящихся к ведению Государственного Собрания, и принятия по ним решений, вопросы межпарламентского сотрудничества, порядок аккредитации журналистов средств массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ регламент законодательного органа Республики Марий Эл утверждается в форме постановления (подпункт «а» п. 3 ст. 5). Регламент Государственного Собрания Республики Марий Эл утвержден постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 14.08.2014 № 706-П.

Государственное Собрание может принимать иные постановления Государственного Собрания по вопросам организации процедуры своей деятельности.

Например, постановлениями Государственного Собрания утверждены: Правила аккредитации журналистов средств массовой информации при

Государственном Собрании Республики Марий Эл;

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых Государственным Собранием Республики Марий Эл;

Положение об организации доступа к информации о деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл и Перечень информации о деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл, размещаемой на официальном сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл;

Правила подготовки и оформления правовых актов, принимаемых Государственным Собранием Республики Марий Эл.

6. В соответствии с частью 6 комментируемой статьи в структуру Государственного Собрания входит Президиум Государственного Собрания, который

формируется Государственным Собранием для подготовки организационных решений.

Порядок формирования и деятельности Президиума Государственного Собрания установлен ст. 20 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл», согласно которому в состав Президиума входят Председатель Государственного Собрания, его заместители, председатели комитетов.

Президиум Государственного Собрания возглавляет Председатель Государственного Собрания.

В заседаниях Президиума Государственного Собрания могут участвовать с правом совещательного голоса руководители депутатских объединений и депутаты Государственного Собрания. Кроме того, в заседаниях Президиума Государственного Собрания вправе участвовать Глава Республики Марий Эл, полномочный представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании, члены Правительства Республики Марий Эл, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Республики Марий Эл, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представители от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, председатель Совета муниципальных образований Республики Марий Эл, депутаты представительных органов муниципальных образований, приглашенные в рамках взаимодействия, председатель и члены Общественной палаты Республики Марий Эл, председатель и члены Молодежного парламента Республики Марий Эл.

Заседания Президиума Государственного Собрания созываются Председателем Государственного Собрания по мере необходимости и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа членов Президиума.

Законом установлен также перечень организационных вопросов, подготовка которых отнесена к функциям Президиума Государственного Собрания.

Президиум Государственного Собрания разрабатывает проект общей программы работы Государственного Собрания на предстоящий год, принимает программу подготовки очередных сессий Государственного Собрания, рассматривает проекты повестки дня сессии Государственного Собрания и предложения по составу приглашенных, принимает решение о проведении парламентских слушаний, одобряет проект бюджетной сметы на содержание Государственного Собрания, утверждает структуру и штатную численность Аппарата Государственного Собрания, а также разрешает иные вопросы организации работы Государственного Собрания в соответствии с Регламентом Государственного Собрания.

Регламентом Государственного Собрания предусмотрено, что Президиум Государственного Собрания определяет головные комитеты, ответственные за прохождение законопроектов, заслушивает сообщения комитетов о готовности зако

нопроектов к рассмотрению на сессии Государственного Собрания, устанавливает должностные обязанности депутатов Государственного Собрания — членов комитетов Государственного Собрания, работающих на профессиональной постоянной основе, согласовывает кандидатуру Руководителя Аппарата Государственного Собрания, утверждает программы взаимодействия Государственного Собрания с Федеральным Собранием Российской Федерации, прокуратурой Республики Марий Эл, иными правоохранительными органами, Советом муниципальных образований Республики Марий Эл, представительными органами муниципальных образований Республики Марий Эл, Объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл, Общественной палатой Республики Марий Эл, Молодежным парламентом Республики Марий Эл и программы межпарламентского сотрудничества, утверждает общий состав Молодежного парламента Республики Марий Эл, принимает решения о награждении знаками отличия Государственного Собрания, юбилейными и памятными медалями, знаками и грамотами Государственного Собрания (ст. 16).


© Марийский государственный университет 2024