Статья 71

1. сессии Государственного собрания Республики Марий Эл созываются Председателем Государственного собрания Республики Марий Эл и проводятся не реже одного раза в три месяца.

2. По требованию Главы Республики Марий Эл или по предложению группы депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл сессия Государственного собрания Республики Марий Эл созывается в течение 10 дней со дня поступления соответствующего требования или предложения.

3. Правомочность заседания (сессии) Государственного собрания Республики Марий Эл определяется законом Республики Марий Эл с учетом положений настоящей Конституции.

Заседания Государственного собрания Республики Марий Эл являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Республики Марий Эл, а также Регламентом Государственного собрания Республики Марий Эл.

1. Частью 1 комментируемой статьи закреплено полномочие Председателя Государственного Собрания по созыву сессий Государственного Собрания, а также установлена периодичность их проведения.

Порядок созыва сессий Государственного Собрания урегулирован Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» и Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл. Сессии Государственного Собрания созываются на основании распоряжения Председателя Государственного Собрания за 30 дней до открытия сессии (ч. 4 ст. 15 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»). Указанное распоряжение публикуется не позднее чем за 30 дней до открытия сессии (статья 34 Регламента Государственного Собрания).

Установленная комментируемой частью периодичность проведения сессий Государственного Собрания — не реже одного раза в три месяца вытекает из закрепленного в ч. 1 ст. 70 Конституции положения о том, что Государственное Собрание является постоянно действующим органом.

Данная конституционная норма основана также на положениях Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым установлено требование о проведении правомочного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не реже одного раза в три месяца (п. 11 ст. 4); несоблюдение данного требования может послужить основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2.1 ст. 9).

Кроме того, установленная периодичность проведения сессий Государственного Собрания позволяет реализовать требование п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона, в соответствии с которым по предметам совместного ведения после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Практика законодательной деятельности Государственного Собрания показывает, что фактическая периодичность проведения сессий Государственного Собрания значительно превышает установленную Конституцией республики и Федеральным законом. К примеру, в 2012 году было проведено одиннадцать сессий Государственного Собрания, в 2013 году — девять сессий, Государственным Собранием Республики Марий Эл шестого созыва в 2014 году в течение трех месяцев после его избрания было проведено пять сессий.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает сокращенный срок для созыва сессии Государственного Собрания.

По требованию Главы Республики Марий Эл или по предложению группы депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов Государственного Собрания сессия созывается в течение 10 дней со дня поступления соответствующего требования или предложения.

Порядок реализации данной конституционной нормы предусмотрен Регламентом Государственного Собрания, которым установлено, что предложение о созыве сессии Государственного Собрания направляется Председателю Государственного Собрания в письменном виде с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать Государственное Собрание, и кратким обоснованием необходимости ее созыва. Распоряжение Председателя Государственного Собрания о созыве сессии Государственного Собрания принимается и публикуется не позднее десяти дней со дня поступления предложения о созыве сессии с указанием вопросов, которые предлагается внести на рассмотрение сессии (статья 35 Регламента Государственного Собрания).

Примером практического применения части 2 статьи 71 Конституции может служить созыв Председателем Государственного Собрания Республики Марий Эл по предложению Главы Республики Марий Эл сорок пятой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва 22 мая 2014 года для рассмотрения проекта Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений в законодательные акты Республики Марий Эл о выборах» в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Принятие Закона Республики Марий Эл от 23.05.2014 № 19-З «О внесении изменений в законодательные акты Республики Марий Эл о выборах» позволило привести избирательное законодательство Республики Марий Эл в соответствие с требованиями вышеуказанного Федерального закона до назначения выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл и депутатов представительных органов местного самоуправления.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что правомочность заседания (сессии) Государственного Собрания Республики Марий Эл определяется законом Республики Марий Эл с учетом положений настоящей Конституции.

В соответствии с п. 11 ст. 4 Федерального закона № 184-ФЗ правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» заседание Государственного Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов

Государственного Собрания. Таким образом, в случае избрания 52 депутатов заседание Государственного Собрания будет правомочным, если на нем присутствует не менее 26 депутатов Государственного Собрания.

Указанное количество депутатов для правомочности принятия решений на заседании Государственного Собрания не всегда достаточно.

Конституцией республики установлены случаи, когда для принятия Государственным Собранием решений требуется большинство голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания:

для принятия поправок к Конституции Республики Марий Эл (ч. 3 ст. 108); при повторном рассмотрении закона в случае его отклонения Главой Республики

Марий Эл для одобрения в ранее принятой редакции (ч. 3 ст. 75);

для решения вопроса об отставке члена Правительства Республики Марий Эл (ч. 3 ст. 85).

Частью 3 комментируемой статьи закреплен также принцип открытости заседаний Государственного Собрания, который отражает демократическую природу парламента.

Открытость заседаний Государственного Собрания обеспечивается, прежде всего, посредством освещения средствами массовой информации.

Сессии (заседания) Государственного Собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации (ч. 1 ст. 16 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»).

Для обеспечения гласности, своевременного и полного освещения деятельности Государственного Собрания и его органов средствами массовой информации Государственное Собрание аккредитует журналистов средств массовой информации в качестве парламентских корреспондентов при Государственном Собрании (ст. 227 Регламента).

Правила аккредитации журналистов средств массовой информации при Государственном Собрании Республики Марий Эл утверждены Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 23.12.2004 № 68-П.

Заседания Государственного Собрания транслируются в режиме онлайн (ч. 3 ст. 39 Регламента).

Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» также установлено, что право участвовать во всех заседаниях Государственного Собрания имеют Глава Республики Марий Эл, представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании, члены Правительства Республики Марий Эл, главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представители от Государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, председатель Верховного Суда Республики Марий Эл, председатель Арбитражного суда Республики Марий Эл, председатель Конституционного суда Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл, Председатель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл (ч. 3 ст. 16).

По согласованию с Президиумом Государственного Собрания на заседания Государственного Собрания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Государственным Собранием законопроектам и иным вопросам. В работе сессий Государственного Собрания могут принимать участие парламентские корреспонденты (ч. 5 ст. 39 Регламента).

Закрепив в качестве общего правила принцип открытости заседаний Государственного Собрания, Конституция республики допускает возможность проведения закрытых заседаний в случаях, установленных федеральными законами, законами Республики Марий Эл, Регламентом Государственного Собрания.

Закрытые заседания проводятся прежде всего в интересах неразглашения государственной тайны или иной охраняемой законом тайны.

Предложения о проведении закрытого заседания могут вносить Глава Республики Марий Эл, Председатель Государственного Собрания, а также группа депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов Государственного Собрания (ч. 2 ст. 16 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»).

Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания. Сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обсуждаемые на закрытом заседании, разглашению и распространению не подлежат, о чем в начале заседания председательствующий уведомляет депутатов. Запрещается проносить на закрытое заседание Государственного Собрания и использовать в ходе закрытого заседания фото, кино и видеотехнику, средства телефонной связи, а также средства звукозаписи и обработки информации (ч. 7 ст. 39 Регламента Государственного Собрания).


© Марийский государственный университет 2024