Статья 70

1. Государственное собрание Республики Марий Эл, являясь постоянно действующим органом, осуществляет свою деятельность в форме сессий, заседаний комитетов и комиссий, парламентских слушаний и в иных формах, установленных законом Республики Марий Эл.

2. Государственное собрание Республики Марий Эл собирается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня избрания, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Глава Республики Марий Эл вправе созвать Государственное собрание Республики Марий Эл нового созыва на первое заседание.

3. исключена.

4. Полномочия Государственного собрания Республики Марий Эл прекращаются в порядке и в сроки, установленные Конституцией Республики Марий Эл, законом Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

5. Полномочия Государственного собрания Республики Марий Эл могут быть прекращены досрочно в случаях:

а) принятия Государственным собранием Республики Марий Эл решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законом республики;

б) вступления в силу решения верховного суда Республики Марий Эл о неправомочности данного состава депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

в) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом.

4. в случае досрочного прекращения полномочий Государственного собрания Республики Марий Эл проводятся внеочередные выборы в Государственное собрание Республики Марий Эл в порядке и в сроки, установленные федеральным законом и законом Республики Марий Эл.

1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает основные формы деятельности Государственного Собрания как постоянно действующего органа, к

которым относятся сессии, заседания комитетов и комиссий Государственного Собрания, парламентские слушания, а также закрепляет положение о том, что этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен законом Республики Марий Эл.

Сессии — основная форма работы Государственного Собрания. На сессиях решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Собрания.

Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» установлено, что в течение созыва Государственное Собрание проводит организационную сессию, ежегодные бюджетные сессии по утверждению республиканского бюджета Республики Марий Эл, итоговую сессию по подведению итогов созыва, заключительную сессию по закрытию созыва (ст. 15). Сессия состоит из заседаний Государственного Собрания, а также проводимых в период между ними заседаний комитетов и комиссий Государственного Собрания. Порядок проведения сессий Государственного Собрания регулируется статьями 30‒57 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Заседания комитетов Государственного Собрания проводятся для предварительного рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня сессии. В межсессионный период заседания комитетов проводятся в целях ведения законопроектной работы, рассмотрения вопросов в порядке парламентского контроля, иных вопросов ведения комитетов. Комитеты организуют свою деятельность в соответствии с утвержденными программами деятельности Государственного Собрания. Регламент Государственного Собрания содержит положение о том, что вопросы, не рассмотренные комитетами Государственного Собрания, не могут быть включены в повестку дня сессии (ст. 46 Регламента Государственного Собрания).

Порядок проведения заседаний комитетов Государственного Собрания установлен Законом Республики Марий Эл «О комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл», в соответствии с которым заседания комитетов правомочны, если на них присутствует более половины состава комитета. Решение комитета принимается большинством голосов от числа членов комитета, участвующих в заседании. При проведении совместных заседаний нескольких комитетов решения принимаются большинством голосов от числа членов каждого комитета, участвующего в заседании (ст. 24). В заседании комитета могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственного Собрания, не входящие в его состав (ст. 25). На заседания комитетов могут приглашаться представители органов государственной власти и общественных объединений, организаций, эксперты, специалисты и ученые. В заседаниях комитетов могут участвовать официально уполномоченные Советом Общественной палаты Республики Марий Эл члены Общественной палаты Республики Марий Эл (ст. 26). Созывает заседания комитета, организует подготовку необходимых материалов к заседаниям председатель комитета, который подписывает решения и заключения комитета. Секретарь комитета осуществляет ведение протоколов и стенограмм заседаний комитета (ст.ст. 27, 30).

Государственное Собрание на срок своих полномочий образует комиссии Государственного Собрания: по контролю за соблюдением Регламента, по вопросам

депутатской этики, Редакционную комиссию (ст. 16 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»). Порядок проведения заседаний указанных комиссий регулируется соответствующими положениями о комиссиях, утверждаемыми Государственным Собранием (см. также комментарий к ч. 4 ст. 72 Конституции Республики Марий Эл). Государственным Собранием также образуется комиссия Государственного Собрания Республики Марий Эл по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл, деятельность которой осуществляется в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 21.03.2012 № 11-З.

Парламентские слушания проводятся в целях обсуждения важных вопросов политической жизни, проблем законодательного обеспечения различных областей деятельности, вопросов правоприменительной практики с участием не только парламентариев, но также экспертов, представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественности. Решение о проведении парламентских слушаний принимается Президиумом Государственного Собрания по собственной инициативе, по предложению комитетов, депутатских объединений. Организация и проведение парламентских слушаний возлагается на отраслевые комитеты и Аппарат Государственного Собрания (ст.ст. 16, 64 Регламента Государственного Собрания). По результатам парламентских слушаний принимаются рекомендации большинством голосов принимающих участие в слушаниях депутатов Государственного Собрания (ч. 1 ст. 70 Регламента Государственного Собрания). К примеру, Государственным Собранием пятого созыва были проведены парламентские слушания по таким темам, как: «О реализации Закона Республики Марий Эл «О государственной молодежной политике в Республике Марий Эл»; «О вопросах модернизации здравоохранения Республики Марий Эл»; «Государственная программа развития сельского хозяйства Республики Марий Эл и перспективы устойчивого развития сельских территорий»; «О состоянии охраны окружающей среды в Республике Марий Эл»; «О практике общественного контроля в Республике Марий Эл»; «О развитии культуры в Республике Марий Эл».

К иным формам деятельности Государственного Собрания статьей 15 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» отнесены парламентские и депутатские запросы (см. комментарий к ст. 68), обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Решение о направлении обращения принимается на заседании Государственного Собрания и оформляется постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл. Примерами таких обращений являются: Обращение Государственного Собрания Республики Марий Эл к Федеральному Собранию Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о мерах по улучшению финансирования строительства и ремонта автомобильных дорог (Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 31.05.2007 № 397-П); Обращение Государственного Собрания Республики Марий Эл к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной

Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о необходимости увеличения размера базовой части трудовой пенсии по старости в Российской Федерации (Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 26.04.2007 № 382-П).

Законом также предусмотрено, что депутатская деятельность может осуществляться в иных формах, предусмотренных действующим федеральным и республиканским законодательством. К таким формам может быть отнесено участие депутатов Государственного Собрания в совещаниях, слушаниях, иных мероприятиях, проводимых комитетами Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе в режиме видеоконференций, а также в общественных обсуждениях проектов федеральных законов. Примерами могут служить общественные обсуждения, проводимые по проектам федеральных законов «О полиции», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых Государственное Собрание принимало участие.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 01.08.2013 № 25-З «О порядке проведения публичных слушаний по проекту республиканского бюджета Республики Марий Эл и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл» Государственным Собранием ежегодно проводятся публичные слушания по проекту республиканского бюджета, а также по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета.

Регламентом Государственного Собрания к формам деятельности парламента отнесены Дни депутата, проводимые в форме заседаний Государственного Собрания, на которые приглашаются депутаты Государственного Собрания, руководители федеральных и республиканских органов власти, иных государственных органов, главы муниципальных образований, члены Общественной палаты Республики Марий Эл, Молодежного парламента Республики Марий Эл, представители средств массовой информации. Дни депутата проводятся в целях правовой и иной учебы депутатов Государственного Собрания и обмена опытом депутатской работы, а также для оперативного рассмотрения актуальных вопросов, возникающих в процессе парламентской деятельности. Тематика Дней депутата формируется на основе предложений комитетов Государственного Собрания, депутатских объединений, депутатов Государственного Собрания и утверждается Президиумом Государственного Собрания. Дни депутата, как правило, проводятся в здании Государственного Собрания. Могут проводиться выездные Дни депутата. Президиум Государственного Собрания вправе принять решение о вынесении вопроса, обсуждаемого на Дне депутата, на рассмотрение комитетов и Государственного Собрания. Порядок проведения Дней депутата урегулирован статьями 58–63 Регламента Государственного Собрания.

По инициативе комитета Государственного Собрания или депутатского объединения Государственным Собранием могут проводиться совещания, семинары, конференции, круглые столы и другие мероприятия. Решение о проведении мероприятий в Государственном Собрании принимается Председателем

Государственного Собрания или Президиумом Государственного Собрания (статьи 3, 71, 72 Регламента Государственного Собрания).

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит требование к сроку проведения первого заседания вновь избранного Государственного Собрания. Установлено, что Государственное Собрание собирается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня избрания, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Указанный срок необходим для решения многих вопросов, связанных с подготовкой к передаче документов, находящихся в делопроизводстве, а также подготовкой первого заседания Государственного Собрания нового созыва.

Положение комментируемой части основано на требованиях п. 11.1 ст. 4 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в правомочном составе. Пунктом 10 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

В соответствии с п. 2 ст. 5.1. Закона Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл» днем избрания Государственного Собрания является день голосования, в результате которого оно было избрано в правомочном составе.

Первое заседание Государственного Собрания нового созыва созывается Председателем Государственного Собрания прежнего созыва (ч. 1 ст. 7 Закона Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл»).

На первом заседании Государственного Собрания депутаты избирают Председателя Государственного Собрания, Первого заместителя Председателя Государственного Собрания, заместителей Председателя Государственного Собрания, образуют комитеты и комиссии Государственного Собрания, формируют Президиум Государственного Собрания.

Основные мероприятия по подготовке и проведению первой сессии Государственного Собрания нового созыва осуществляет организационный комитет, избираемый на совещании вновь избранных депутатов Государственного Собрания (ст. 30 Регламента Государственного Собрания). Порядок организации и деятельности совещания депутатов устанавливается Государственным Собранием. Положение о совещании депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл шестого созыва утверждено Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 14.08.2014 № 705-П.

Комментируемой частью также установлено правомочие Главы Республики Марий Эл созвать Государственное Собрание нового созыва на первое заседание. В

частности, такой созыв может быть в случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания предыдущего созыва, а также при необходимости принятия закона, внесенного по инициативе Главы республики, в кратчайшие сроки.

Поскольку первое заседание Государственного Собрания проводится при условии, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов, созыв Государственного Собрания на первое заседание может быть осуществлен после определения Центральной избирательной комиссией Республики Марий Эл количества избранных депутатов и опубликования общих результатов выборов депутатов Государственного Собрания.

3. Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 10.06.2010 № 26-З (Поправка 52, пп. 3 п. 3).

4. Часть 4 комментируемой статьи содержит положение о том, что полномочия Государственного Собрания прекращаются в порядке и в сроки, установленные Конституцией, законом Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

Из данной конституционной нормы следует, что правовое регулирование порядка и сроков прекращения полномочий Государственного Собрания осуществляется исходя из требований, установленных федеральным законом.

В общем порядке полномочия Государственного Собрания одного созыва прекращаются в связи с истечением пятилетнего срока полномочий.

Днем окончания срока полномочий Государственного Собрания в этом случае является день первого заседания Государственного Собрания нового созыва (ч. 4 ст. 65 Конституции).

5. Частью 5 комментируемой статьи установлены случаи досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания, а также закреплено положение о том, что этот перечень не является исчерпывающим.

Согласно комментируемой части полномочия Государственного Собрания могут быть прекращены досрочно в случаях:

1) принятия Государственным Собранием Республики Марий Эл решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законом республики.

Следует отметить, что в практике деятельности Государственного Собрания данное конституционное положение не применялось.

Досрочное прекращение полномочий высшего законодательного органа государственной власти республики имело место в 1993 году в связи с осуществляемой в Российской Федерации реформой представительных органов власти и местного самоуправления. На основе Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 № 1617 избранный в марте 1990 года Верховный Совет Марийской АССР (в последующем — Верховный Совет Республики Марий Эл) двенадцатого созыва 10 ноября 1993 года до окончания срока своих полномочий принял Закон Республики Марий Эл «О реформировании Высшего представительного органа власти Республики Марий Эл на период конституционной реформы», Закон Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания — Кугыжаныш Погына Республики Марий Эл в 1993 году» и назначил выборы де

путатов Государственного Собрания первого созыва на 12 декабря 1993 года (Постановление Верховного Совета Республики Марий Эл от 10.11.1993 № 526-III); 2) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Марий Эл о неправомочности данного состава депутатов Государственного Собрания Республики

Марий Эл, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Указанное основание обусловлено тем, что Государственное Собрание в непра

вомочном составе не вправе принимать какиелибо решения, в том числе решение о самороспуске. В данном случае установление судом факта неправомочности состава Государственного Собрания позволяет осуществлять дальнейшие юридические действия, связанные с досрочным прекращением полномочий депутатов Государственного Собрания, а также с назначением досрочных выборов депутатов Государственного Собрания;

3) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия законодательного органа могут быть прекращены досрочно также в случае:

роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации:

а) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 04.04.2002 № 8-П, неподчинение органа государственной власти субъекта Российской Федерации решению Федерации, выраженному в судебном решении, обязывающем отменить принятый им нормативный акт, противоречащий Конституции Российской Федерации и федеральным законам, представляет собой непризнание верховенства Конституции Российской Федерации и, по существу, означает присвоение органом государственной власти субъекта Российской Федерации не принадлежащих ему властных полномочий и суверенных прав Российской Федерации (ч. 4 ст. 3, ст. 4 Конституции Российской Федерации). По смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации, такие действия органа государственной власти субъекта Российской Федерации, по существу, ведут к утрате им своей легитимности, и потому досрочное прекращение его полномочий в предусмотренном Федеральным законом порядке согласуется с целями защиты Конституции Российской Федерации;

б) в случае если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев подряд не проводил заседание;

в) в случае если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что вновь избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.

В этих случаях высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда. Указанное решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принимается в форме указа;

роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации:

в случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц.

Пунктом 4 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона закреплены несколько этапов воздействия Президента Российской Федерации на законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в целях исполнения решения суда. На первом этапе Президентом Российской Федерации выносится предупреждение законодательному органу в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не при

нял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В этом случае полномочия законодательного органа прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, законом ограничен. Указанный срок не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Перечень органов и должностных лиц, которые вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания Республики Марий Эл, является закрытым.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Марий Эл от 01.07.2003 № 21-З «О референдуме Республики Марий Эл» на референдум Республики Марий Эл не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Республики Марий Эл либо об отсрочке указанных выборов.

6. Согласно части 6 комментируемой статьи в случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания Республики Марий Эл проводятся внеочередные выборы в Государственное Собрание в порядке и в сроки, установленные федеральным законом и законом Республики Марий Эл.

Указанные выборы проводятся в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл», не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания.

© Марийский государственный университет 2024