Статья 7

1. Конституция Республики Марий Эл, законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Марий Эл, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Марий Эл, изданным по предметам собственного

правового регулирования, действует нормативный правовой акт республики. 3. органы государственной власти, органы местного самоуправления,

должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Марий Эл, законы Российской Федерации и Республики Марий Эл.

4. Законы подлежат обязательному опубликованию. неопубликованные законы не применяются. любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

1. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает принцип соответствия нормативных правовых актов Республики Марий Эл Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. Здесь отражается одно из основополагающих начал федеративного устройства России — верховенство федерального законодательства: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между указанными правовыми актами действует федеральный закон.

Тем самым в едином федеративном государстве защищаются суверенитет, государственная и территориальная целостность, единство системы государственной власти и обеспечивается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России. Федеральный закон от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил ответственность органов государственной власти субъектов за соответствующие нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеративное устройство российского государства предполагает, что субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, но с важной оговоркой — до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты республики подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Если же орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон нарушает конституционные положения о разграничении предметов ведения, то спор о компетенции либо вопрос о соответствии данного закона Конституции Российской Федерации должен разрешаться в судебном порядке.

2. Часть 2 комментируемой статьи является логическим продолжением ч. 1 ст. 4 Конституции, определяющей, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республика обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование. Соответственно, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Марий Эл, изданным по предметам собственного правового регулирования, действует нормативный правовой акт республики. В данном случае можно вести речь о приоритете собственного законодательства субъекта Федерации над федеральными законами, что вытекает из природы федеративных отношений в России.

3. В части 3 настоящей статьи устанавливается общая обязанность субъектов права соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Марий Эл, законы Российской Федерации и Республики Марий Эл. Соблюдение предполагает законопослушное поведение, исполнение обязанности следовать предписаниям правовых норм и не совершать запрещаемые конституциями и законами действия. Поскольку конституции и законы являются вершиной системы законодательства и ее олицетворением, то, по существу, речь идет о соблюдении всего действующего российского законодательства и законодательства Республики Марий Эл, включая подзаконные нормативные правовые акты.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность Республики Марий Эл в лице органов государственной власти публиковать законы. Смысл официального опубликования заключается в обнародовании, то есть доведении законов и иных нормативных правовых актов до сведения всего общества. Полноценная реализация правовых норм просто немыслима без их публикации. Кроме того, устанавливается запрет на применение правоприменительными органами государства или местного самоуправления неопубликованных законов, а также любых официально неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Факт официального опубликования важен тем, что определяет вступление правового акта в силу. Законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования (в Республике Марий Эл — со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено в законе). При этом законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Порядок принятия нормативных правовых актов Республики Марий Эл, их опубликования и вступления в силу устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Марий Эл. Статья 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 75 Конституции законы, принятые Государственным Собранием Республики Марий Эл, в течение пяти дней направляются Главе Республики Марий Эл для подписания и обнародования. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Если Глава Республики Марий Эл отклонит закон, то Государственное Собрание Республики Марий Эл вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, он подлежит подписанию Главой Республики Марий Эл в течение семи дней и опубликованию. Закон Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Согласно статье 22 Закона Республики Марий Эл от 06.03.2008 № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» официальным опубликованием закона Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документам савыктыше газет» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл. Необходимо особо отметить, что публикация законов Республики Марий Эл осуществляется на государственных языках республики. Законы также могут быть опубликованы в печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. При публикации закона Республики Марий Эл указываются наименование закона, дата его принятия Государственным Собранием Республики Марий Эл, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2014 № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)» соответствующие правовые акты субъектов Российской Федерации опубликовываются на данном портале. При этом опубликование является официальным и осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания.


© Марийский государственный университет 2024