Статья 69

1. Депутат Государственного собрания Республики Марий Эл обладает гарантиями при осуществлении депутатской деятельности, установленными Конституцией Республики Марий Эл и законами республики.

2. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Положения ст. 69 наряду со ст. 68, ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Марий Эл составляют конституционную основу правового статуса депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статус депутата регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Законодательное закрепление статуса депутатов представительных органов государственной власти важно для эффективного представительства интересов избирателей.

Термин «статус» в конституционном праве понимается как оформленное нор-мативным актом положение органа, организации, объединения, должностного

лица, личности. Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы их реали-зации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия.

1. Частью 1 комментируемой статьи установлено, что депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл обладает гарантиями при осуществлении депутатской деятельности, установленными Конституцией Республики Марий Эл и за-конами республики.

Данная конституционная норма основана на положении п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Гарантии не являются личной привилегией депутата, носят публично-право-вой характер и призваны обеспечивать осуществление депутатом государственных функций.

Конституцией Республики Марий Эл в качестве гарантий при осуществлении депутатской деятельности установлены:

право на парламентские и депутатские запросы (ч. 1 ст. 68); право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 74).

В развитие конституционных положений Законом Республики Марий Эл от 15.02.1994 № 43-III «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл» определены правовые и социальные гарантии депутата Государственного Собрания при осуществлении им депутатской деятельности. К ним относятся:

гарантии, связанные с участием депутата Государственного Собрания в заседаниях Государственного Собрания, комитетов и комиссий Государственного Собрания.

Установлено, что депутат Государственного Собрания имеет право:

- решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Государственным Собранием, а также комитетом Государственного Собрания, согласительной ко-миссией, членом которой он является;

- избирать и быть избранным в органы Государственного Собрания;

- высказывать мнение по персональному составу создаваемых Государственным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых и назначаемых Государственным Собранием;

- участвовать в обсуждении законопроектов и других рассматриваемых вопросов, выступать с обоснованием своих предложений;

- обращаться с вопросами к членам Правительства Республики Марий Эл, иным лицам, приглашенным на сессию Государственного Собрания или заседания комитета Государственного Собрания;

- выступать с инициативой о принятии Государственным Собранием обращений и заявлений по вопросам, имеющим особое общественное значение и не терпящим отлагательства.

Законом установлено, что предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл или переданные в письменной форме председательствующему на сессии, рассматриваются Государственным Собранием Республики Марий Эл и его комитетами либо направляются ими на рассмотрение соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям. Органы государственной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления, общественные объединения и должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Аппарат Государственного Собрания;

освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы предусмотрено для депутатов, осуществляющих полномочия без отрыва от основной деятельности;

право депутата Государственного Собрания на прием в первоочередном порядке должностными лицами органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений;

право на оказание юридической помощи. Функция по оказанию депутатам Государственного Собрания помощи по правовым вопросам, возникающим в их депутатской деятельности, возложена на Аппарат Государственного Собрания;

право на получение и распространение информации по вопросам, связанным с депутатской деятельностью. Указанное право представляет собой возможность депутата Государственного Собрания получать необходимые ему в рамках депутатской деятельности сведения от любых субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Марий Эл, а также обязанность указанных субъектов предоставлять такие сведения. Законом также закреплено право депутата выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных республиканских средствах массовой информации;

иные гарантии депутатской деятельности:

- право на возмещение расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий;

- право пользования средствами связи, которыми располагает Государственное Собрание;

- право на ежегодный оплачиваемый отпуск;

- право привлекать к работе до пяти помощников;

- в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 184-ФЗ закреплено право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Депутат Государственного Собрания, осуществляющий полномочия на профессиональной постоянной основе, наряду с перечисленными гарантиями также имеет право на предоставление в здании Государственного Собрания служебного

помещения, оборудованного мебелью и средствами связи, на ежемесячное денежное содержание, на предоставление служебного жилого помещения в случае, если он не имеет постоянного места жительства в г. Йошкар-Оле, на доплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности.

Следует отметить, что правовое регулирование гарантий деятельности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может быть осуществлено только в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации не могут быть установлены такие гарантии депутатской деятельности, как страхование депутата на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период депутатской деятельности; право на возмещение вреда, причиненного здоровью при осуществлении депутатских полномочий; право на доплату к пенсии, если депутат не осуществлял полномочия на профессиональной постоянной основе (см. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2011 № 8-Г11-14, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2013 № 74-АПГ13-10).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.04.2013 № 7-П депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, после прекращения их полномочий не гарантируется предоставление прежней работы (должности), а при ее отсутствии — другой равноценной работы (должности) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации, как это предусмотрено для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, до своего избрания (назначения) работавших по трудовому договору (ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Установление такой гарантии для депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, как связанное с ограничением прав соответствующих работодателей, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможно только на основании федерального закона.

Наряду с гарантиями депутатской деятельности Закон Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл» устанавливает обязанности депутатов Государственного Собрания, запреты и ограничения, связанные с депутатской деятельностью, ответственность депутатов перед избирателями (ст.ст. 9‒11, 13, 13.1, 16, 19).

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено требование о том, что депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий (п. 3 ст. 12).

2. Частью 2 комментируемой статьи установлен запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данный запрет не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Действующая редакция данной конституционной нормы воспроизводит положения п. 3 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым закреплены гарантии неприкосновенности депутата.

Пунктом 2 ст. 13 указанного Федерального закона также установлено, что в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

В частности, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении депутата в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Следует отметить, что ст. 1.4 КоАП РФ содержит отсылочную норму, устанавливающую, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. При этом конкретные нормы в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не установлены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации, регулируя в пределах своей компетенции вопросы статуса депутата, не может предусматривать освобождение его от уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом, посколь

ку это было бы вторжением в сферу ведения и полномочий Российской Федерации. Вопрос о неприкосновенности депутатов в той мере, в какой он затрагивает сферу действия уголовного и уголовнопроцессуального законодательства и основные принципы административной ответственности, относится к ведению Российской Федерации. Поэтому для депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации особые условия привлечения к уголовной и административной ответственности законами субъектов Российской Федерации устанавливаться не могут. Федеральный же законодатель, принимая соответствующий нормативный акт, должен соблюдать требования Конституции Российской Федерации, составляющие конституционно-правовую основу такого регулирования (п. 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2002 № 9-П).

Гарантии неприкосновенности, так же как гарантии при осуществлении депутатской деятельности, являются элементом правового статуса депутата. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.04.2002 № 9-П, неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не означает невозможность установления законом для депутата определенных личных гарантий, обусловленных его статусом.

В соответствии со статьями 1 (ч. 1), 3 (ч.ч. 1, 2 и 3), 5 (ч. 3), 10, 11, 66, 72, 73, 77 (ч. 1), 134 и 136 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа субъекта Российской Федерации, осуществляющими законодательную власть; особым положением парламента и его функциями как законодательного (представительного) органа государственной власти обусловлены его самостоятельность в системе разделения властей и независимость его членов от чьих бы то ни было указаний; депутаты связаны лишь Конституцией Российской Федерации и своей совестью (так называемый принцип свободного мандата).

Из этого вытекает необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. К числу таких гарантий, обусловленных природой парламента и депутатского мандата, характером выполняемых задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения.

Парламентская неприкосновенность предполагает надлежащую защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутат

ских прав, выполнении депутатских обязанностей). Во всяком случае, депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, за выступления в парламенте и позицию, выраженную при голосовании, за разработку и представление инициативных документов, необходимые контакты с государственными органами и их должностными лицами, а также за другие действия, обусловленные статусом депутата. При этом в силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом неприкосновенность не может служить основанием освобождения от ответственности за публичные оскорбления, клевету и другие подобные им несовместимые с предназначением данного института и со статусом депутата правонарушающие деяния, предусматриваемые федеральным законом.

© Марийский государственный университет 2024