Статья 68

1. Депутаты Государственного собрания Республики Марий Эл имеют право на парламентские и депутатские запросы.

2. вопросы, связанные с деятельностью депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл, решаются законом.

1. Частью 1 комментируемой статьи установлено право депутатов Государственного Собрания на парламентские и депутатские запросы

В соответствии с Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» парламентские и депутатские запросы являются одной из форм деятельности Государственного Собрания (статья 15). Одновременно парламентские и депутатские запросы выступают в качестве основных гарантий депутатской деятельности, установленных Законом Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл».

Парламентский (депутатский) запрос представляет собой официальное письменное обращение Государственного Собрания (депутата Государственного Собрания) в органы власти, государственные или иные органы с требованием или просьбой предоставить какие-либо сведения или разъяснения.

Порядок направления и рассмотрения парламентского запроса, запроса депутата Государственного Собрания (депутатского запроса) установлены Законом «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл» (ст.ст. 17, 17.1).

Государственное Собрание вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Республики Марий Эл, членам Правительства, председателю Конституционного суда Республики Марий Эл, председателю Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, председателю Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, а также руководителям иных органов государственной власти республики по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Парламентский запрос не может касаться материалов и дел, находящихся в производстве правоохранительных органов.

Текст парламентского запроса должен быть оформлен в письменном виде и до внесения на заседание Государственного Собрания пройти процедуру предварительного рассмотрения во всех комитетах Государственного Собрания, а также правовую экспертизу. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания.

Закон устанавливает обязанность должностного лица, которому направлен парламентский запрос, дать ответ на него в устной (на заседании Государственного Собрания) или письменной форме не позднее чем в месячный срок со дня получения парламентского запроса или иной срок, установленный Государственным Собранием.

Письменный ответ на парламентский запрос оглашается на заседании Государственного Собрания. По результатам обсуждения в связи с парламентским запросом принимается постановление, если другие формы решения вопроса не дали результатов. Государственное Собрание вправе обязать должностное лицо представить к установленному Государственным Собранием сроку отчет о выполнении решения по парламентскому запросу.

По решению Государственного Собрания парламентский запрос, ответ на него, постановление Государственного Собрания, принятое по результатам его рассмотрения, могут быть опубликованы в печати.

Депутат Государственного Собрания (инициатор запроса) вправе направить запрос членам Правительства Республики Марий Эл, председателю Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, председателю Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, а также руководителям иных органов государственной власти республики по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. При этом законом установлен запрет на вмешательство депутата Государственного Собрания в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следствия и судебную деятельность.

Запрос депутата Государственного Собрания направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании Государственного Собрания. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через тридцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до заседания соответствующего органа. Законом установлено требование о том, что ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Указанным законом установлена обязанность всех органов государственной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления, руководителей общественных объединений, расположенных на территории Республики Марий Эл, а

также должностных лиц, к которым обратился депутат Государственного Собрания по вопросам, связанным с депутатской деятельностью и отнесенным к ведению Государственного Собрания, дать ответ на обращение депутата или предоставить запрашиваемые им документы и сведения. При этом предусмотрено, что для предоставления сведений, составляющих государственную, военную, служебную или коммерческую тайну, действует специальный порядок. Также установлено, что ответ представляется депутату в месячный срок со дня его обращения. Депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл вправе принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, о дате рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее чем за три дня.

В качестве гарантий реализации парламентских и депутатских запросов Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» установлено, что Государственное Собрание вправе по предложению не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Собрания рассмотреть на своем заседании вопрос о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл в случае неоднократного невыполнения парламентских и депутатских запросов, несоблюдения сроков и порядка представления информации либо создания препятствий в осуществлении депутатской деятельности. Постановление Государственного Собрания о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл может служить основанием для освобождения его от должности (ст. 9).

Согласно ч. 3 ст. 85 Конституции Государственное Собрание по предложению, подписанному не менее чем одной третьей частью депутатов от числа избранных депутатов Государственного Собрания, может поставить мотивированный вопрос об отставке члена Правительства Республики Марий Эл. Если Глава Республики Марий Эл не принимает решения об отставке члена Правительства Республики Марий Эл, он обязан обосновать свое решение. Признание большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл обоснования Главы Республики Марий Эл неудовлетворительным влечет отставку члена Правительства Республики Марий Эл.

В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Марий Эл Государственное Собрание, а также депутат Государственного Собрания вправе направить в Конституционный суд Республики Марий Эл запрос о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл законов республики, нормативных правовых актов Главы республики, Государственного Собрания, Правительства республики, уставов, иных муниципальных нормативных правовых актов. Государственное Собрание наделено также правом на обращение в Конституционный суд Республики Марий Эл с запросом о толковании Конституции Республики Марий Эл. Порядок направления и рассмотрения указанных запросов установлен Законом Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл». К примеру, по запросу депутата Государственного Собрания принято постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2004 года

о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».

2. Частью 2 комментируемой статьи установлено, что вопросы, связанные с деятельностью депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, решаются законом.

Указанную конституционную норму необходимо рассматривать в системной связи с положениями ч. 1 ст. 4 Конституции Республики Марий Эл, согласно которой Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики.

Поскольку основные вопросы, связанные с деятельностью депутатов Государственного Собрания, урегулированы самой Конституцией в главе 3, то решение этих вопросов в соответствии с законом республики может иметь место тогда, когда они не нашли своего закрепления в Конституции.

Кроме того, в силу отдельных положений Конституции Республики Марий Эл к законам, регулирующим вопросы, связанные с депутатской деятельностью, относятся также федеральные законы (ч. 5 ст. 65, ч. 2 ст. 66, ст. 67, ч. 2 ст. 69, ч. 6 ст. 70).

© Марийский государственный университет 2024