Статья 67

1. в течение срока своих полномочий депутат Государственного собрания Республики Марий Эл не может быть депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, членом совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, депутатом иного законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа муниципального образования, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Марий Эл, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Депутат Государственного собрания Республики Марий Эл, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1. в течение срока своих полномочий депутат Государственного собрания Республики Марий Эл не может быть депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, членом совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, депутатом иного законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа муниципального образования, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Марий Эл, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

1. В части 1 комментируемой статьи устанавливаются ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

В течение срока своих полномочий депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл не может:

а) быть:

депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; судьей;

б) замещать:

иные государственные должности Российской Федерации; иные государственные должности Республики Марий Эл; должности федеральной государственной службы;

должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл; муниципальные должности;

должности муниципальной службы.

Перечень ограничений, содержащийся в части первой комментируемой статьи, установлен в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 184-ФЗ и не может быть расширен законодательством Республики Марий Эл. Возможность исключения из общего правила возникает только в случае прямого указания на это в федеральном законе.

Указанные ограничения основаны на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конституции Республики Марий Эл), предполагающем самостоятельность и обособленность органов государственной власти, позволяют обеспечить независимость законодательной (представительной) власти от иных ее ветвей. Кроме того, запрет совмещения осуществления депутатской деятельности на разных уровнях позволяет обеспечить самостоятельность Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации в осуществлении государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения, а также вне пределов ведения и полномочий органов местного самоуправления.

Недопустимость службы в органах и аппаратах исполнительной и судебной власти, а также в аппарате самого парламента связана с тем, что государственная и муниципальная служба по определению предполагает, что служащие состоят в отношениях руководства и подчинения. Следовательно, нахождение депутата на государственной или муниципальной службе неизбежно повлечет его подчинение вышестоящим должностным лицам и создаст возможность влиять на деятельность депутата по осуществлению его полномочий.

В случае избрания, назначения депутата на должность, несовместимую с его статусом, полномочия этого депутата прекращаются. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Собрания принимается Государственным Собранием не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Государственного Собрания — не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания (часть третья статьи 12 Закона Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл»). Например, досрочно прекращены полномочия депутатов Государственного Собрания шестого созыва в связи с наделением полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 06.10.2014 № 21-П), в связи с назначением на должность главы администрации муниципального образования (постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25.12.2014 № 58-П).

2. В части 2 комментируемой статьи устанавливается ограничение для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

По общему правилу установленное ограничение заключается в том, что для депутата Государственного Собрания, работающего на профессиональной постоянной основе, его деятельность должна быть единственным видом трудовой

деятельности на весь период полномочий. Исключение составляет занятие преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Иное правовое регулирование может быть установлено только законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанное ограничение, связанное с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, обусловлено установлением соответствующим депутатам денежного содержания и иных выплат в соответствии с законодательством Республики Марий Эл. Депутатам, осуществляющим депутатские полномочия на непостоянной основе, без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются. Основным видом заработка этой категории депутатов является доход от их основной деятельности. На них не распространяется запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, который установлен для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Вместе с тем на депутатов, осуществляющих депутатские полномочия на непостоянной основе, как и на иных депутатов, распространяются ограничения на занятие должностей, несовместимых со статусом депутата (см. Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 249-О).

С учетом требования п. 2 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ Конституция Республики Марий Эл также содержит обязательное условие, при котором депутат Государственного Собрания, работающий на профессиональной постоянной основе, может заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью — указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Данное ограничение основано на положении ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 55 Конституции Республики Марий Эл и установлено в целях обеспечения безопасности государства, в связи с особенностями правового положения лиц, замещающих государственные должности, а также в целях предупреждения возможного конфликта интересов. Вместе с тем комментируемая норма допускает возможность установления исключений из данного правила законодательством Российской Федерации и (или) международным договором.

Несоблюдение депутатом, работающим в Государственном Собрании на профессиональной постоянной основе, установленных ограничений влечет досрочное прекращение депутатских полномочий (пункт «в» части первой статьи 12 Закона Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл»).

Число депутатов, работающих в Государственном Собрании на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом республики с учетом требования статьи 6 Закона Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл», согласно которой не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании Республики Марий Эл, пре-доставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе и замещать руководящие должности в Государственном Собрании Республики Марий Эл на основании его письменного заявления.

Законом Республики Марий Эл от 06.10.2014 № 39-З установлено, что в Государственном Собрании Республики Марий Эл шестого созыва на профессиональной постоянной основе работают пять депутатов: Председатель Государственного Собрания, Первый заместитель Председателя Государственного Собрания, Заместитель Председателя Государственного Собрания и два члена комитетов Государственного Собрания.


© Марийский государственный университет 2024