Статья 66

Депутатом Государственного собрания Республики Марий Эл может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.

Депутаты Государственного собрания Республики Марий Эл избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Марий Эл и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В комментируемой статье установлены избирательные права граждан Российской Федерации исходя из основ конституционного строя, закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации, главе 1 Конституции Республики Марий Эл. В качестве элемента основ конституционного строя республики Конституцией Республики Марий Эл установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3). Граждане в Республике Марий Эл имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти в соответствии с федеральным законодательством и законами республики (ч. 2 ст. 32).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2004 № 17-П, избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах вы-боров и формировании на этой основе органов публичной власти (п. 3).

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано:

в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (п. 2);

законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (п. 3).

Часть первая комментируемой статьи устанавливает три основополагающих условия, при наличии которых лицо может быть избрано депутатом Государственного Собрания.

Первое условие — наличие гражданства Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны депутатами Государственного Собрания.

Второе условие — достижение 21-летнего возраста. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возраст, по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, устанавливается конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.02.2002 № 27-О, установление такого права субъектов Российской Федерации обусловлено тем, что для адекватного выражения воли и интересов избирателей их представители в органах публичной власти должны обладать определенным жизненным опытом, уровнем знаний и зрелости; данные возрастные ограничения для кандидатов не являются чрезмерными или недопустимыми в силу Конституции Российской Федерации, которая связывает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод с целями защиты основ конституционного строя, а значит, и ценностей представительной демократии, а также прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55).

Третье условие — гражданин должен обладать избирательным правом. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Марий Эл не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право граждан быть избранными в органы государственной власти определяет как пассивное избирательное право (п. 27 ст. 2).

В развитие конституционных норм и в соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона Законом Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл» установлено:

не имеет права быть избранным депутатом Государственного Собрания гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого лица на территории иностранного государства (п. 4 ст. 5);

не имеют права быть избранными депутатами Государственного Собрания также граждане Российской Федерации:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления либо осужденные за совершение преступления экстремистской направленности и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, –до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, пред-усмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также совершившие иные нарушения закона экстремистской направ-ленности (п. 5 ст. 5).

Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных для граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах депутатов Государственного Собрания, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном настоящим Законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах депутатов Государственного Собрания (п. 5.1 ст. 5).

Гражданин, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственного Собрания, если голосование на выборах депутатов Государственного Собрания состоится до истечения установленного судом срока (п. 8 ст. 5).

Согласно Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации (п. 5 ст. 4).

Часть вторая комментируемой статьи устанавливает круг лиц, которые вправе избирать депутатов Государственного Собрания. Это граждане Российской Федерации, которые отвечают следующим требованиям:

во-первых, они должны проживать на территории Республики Марий Эл и, во-вторых, — обладать активным избирательным правом. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Марий Эл не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В комментируемой части не определяется, какие граждане Российской Федерации обладают активным избирательным правом, а содержится отсылочная норма к федеральному закону.

Применительно к выборам депутатов Государственного Собрания в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под активным избирательным правом понимается право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти (п. 26. ст. 2).

В соответствии с указанным Федеральным законом (п.п. 1 и 4 ст. 4) статьей 5 Закона Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл» установлено, что:

1) право избирать депутатов Государственного Собрания имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. Установленный законом возраст, по достижении которого гражданин приобретает активное избирательное право (возрастной ценз), соответствует общему правилу ст. 60 Конституции Российской Федерации, ст. 60 Конституции Республики Марий Эл, согласно которому гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет;

2) активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. С учетом того, что для проведения выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл образуются 26 одномандатных избирательных округов и один республиканский избирательный округ, установлено, что гражданин имеет право избирать:

депутатов Государственного Собрания по республиканскому избирательному округу, если его место жительства находится на территории Республики Марий Эл; депутата Государственного Собрания по одномандатному избирательному округу, если его место жительства находится на территории соответствующего избирательного округа.

Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения на территории округа выборов не может служить основанием для ограничения его избирательных прав на выборах депутатов Государственного Собрания.

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (п. 18.1 ст. 3 Закона Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл»).

Комментируемой частью закреплены также принципы проведения выборов депутатов Государственного Собрания. Установлено, что депутаты Государственного Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Содержание этих принципов закреплено в статьях 4‒7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Принцип всеобщности избирательного права означает, что избирательными правами наделен широкий круг граждан. При реализации избирательных прав допускаются лишь естественные разумные ограничения, которые признаются в любом демократическом государстве и не рассматриваются как ущемляющие права граждан или дискредитирующие представительный характер выборных органов (установление возрастного ценза, ограничение избирательных прав граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда).

Принцип равного избирательного права предполагает равные правовые основания участия граждан во всем избирательном процессе. Указанный принцип основывается на конституционном принципе равенства прав граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 19 Конституции Республики Марий Эл).

Рассматривая названный принцип, необходимо привести следующую правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.03.2000 № 4-П: принцип равенства, закрепленный в части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, в полной мере распространяется на предусмотренное статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти. Равное избирательное право, реализуемое в том числе в ходе выборов в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст.ст. 1 и 3 Конституции Российской Федерации) действительное представительство народа в выборных органах публичной власти.

Принцип прямого избирательного права подразумевает под собой личное и непосредственное участие гражданина в выборах депутатов.

Принцип тайного голосования означает, что голосование на выборах должно исключать возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Соблюдение этого принципа предполагает обеспечение тайны голосования, в том числе недопустимость наблюдения за заполнением избирателем бюллетеня для голосования в месте для тайного голосования, недопустимость какого-либо воздействия на волеизъявление избирателя. При осуществлении непосредственного голосования никто не вправе знать, за кого проголосовал избиратель. Данный принцип

является гарантией законности выборов, легитимности избранного парламента, а также осознанного и свободного волеизъявления избирателей.


© Марийский государственный университет 2024