Статья 65

1. Государственное собрание Республики Марий Эл состоит из 52 депутатов.

2. срок полномочий Государственного собрания Республики Марий Эл одного созыва — 5 лет.

3. срок полномочий депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл одного созыва составляет пять лет, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, настоящей Конституцией.

4. Полномочия Государственного собрания Республики Марий Эл предыдущего созыва прекращаются в день первого заседания Государственного собрания Республики Марий Эл нового созыва.

5. Порядок выборов депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл устанавливается федеральным законом и законом Республики Марий Эл.

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает число депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл — 52 депутата.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит требования к установлению числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) это число определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 миллионов человек (пункт 3 статьи 4);

2) закон субъекта Российской Федерации о внесении изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации в связи с приведением установленного числа депутатов в соответствие с численностью избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, должен вступить в силу не позднее чем через восемьдесят дней после установления факта увеличения численности избирателей или факта уменьшения численности избирателей (пункт 3.1 статьи 4).

Пунктом 3.1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, определяется на основании данных регистрации (учета) избирателей, участников референдума, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации избирателей осуществляются по со-стоянию на 1 января и 1 июля каждого года в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункты 10, 11 ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утверждённого Постановлением ЦИК России от 06.11.1997 № 134/973-II, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 25 января и 25 июля каждого года на основании представленных главами местных администраций сведений устанавливают численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля, подписывают и направляют сведения о численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИК России. Сведения о численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в течение трех дней после их направления в ЦИК России.

В соответствии с размещенными на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл сведениями о численности избирателей, зарегистрированных на территории Республики Марий Эл, по состоянию на 1 января 2015 года это число составляет 552 779 избирателей.

Таким образом, установленное Конституцией Республики Марий Эл число депутатов Государственного Собрания — 52 депутата соответствует требованию Федерального закона о том, что при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек число депутатов должно составлять не менее 25 и не более 70 депутатов.

Численный состав высшего законодательного органа государственной власти республики со дня ее образования изменялся и не всегда определялся конкретным числом. В соответствии с Конституцией Марийской АССР 1937 года Верховный Совет избирался по норме представительства: один депутат на 6 тысяч населения (статья 22).

Конституция Марийской АССР 1978 года установила численный состав Верховного Совета — 150 депутатов (статья 93).

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 10.11.1993 «О реформировании Высшего представительного органа власти Республики Марий Эл на период конституционной реформы» Государственное Собрание первого созыва состояло из 30 депутатов (статья 3).

Первоначальной редакцией комментируемой части был установлен численный состав Государственного Собрания — 67 депутатов. В данном составе Государственное Собрание избиралось до принятия Закона Республики Марий Эл от 16.06.2003 № 13-З «О поправках к главам 3 и 4 Конституции Республики Марий Эл».

2. Частью 2 комментируемой статьи установлен пятилетний срок полномочий Государственного Собрания одного созыва.

Исходя из положения части 4 комментируемой статьи, срок полномочий Государственного Собрания одного созыва начинается в день первого заседания Государственного Собрания и заканчивается в день первого заседания Государственного Собрания нового созыва.

В соответствии с п. 6 ст. 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускается законом субъекта Российской Федерации не более чем на один год продление или сокращение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Пятилетний срок полномочий парламента был установлен не всегда. Государственное Собрание Республики Марий Эл первого созыва (1994–1996

годы) избиралось в соответствии с Законом Республики Марий Эл «О реформировании Высшего представительного органа власти Республики Марий Эл на период конституционной реформы» сроком на два года.

Принятая в 1995 году Конституция Республики Марий Эл установила четырехлетний срок полномочий Государственного Собрания, на который избирались Государственное Собрание второго созыва (1996‒2000 годы) и третьего созыва (2000–2004 годы).

Законом Республики Марий Эл от 16.06.2003 № 13-З установлен пятилетний срок полномочий Государственного Собрания, в течение которого осуществляло полномочия Государственное Собрание четвертого, пятого созывов и на который в сентябре 2014 года избрано Государственное Собрание Республики Марий Эл шестого созыва.

В истории высшего законодательного органа государственной власти республики правовое регулирование сроков его полномочий не претерпело значительных изменений.

В соответствии с Конституцией Марийской АССР 1937 года срок полномочий Верховного Совета Марийской АССР составлял 4 года (статья 22). Пятилетний срок полномочий Верховного Совета Марийской АССР был установлен Конституцией Марийской АССР 1978 года (статья 74).

3. Частью 3 комментируемой статьи установлен пятилетний срок полномочий также для депутатов Государственного Собрания одного созыва. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные федеральным законом и Конституцией Республики Марий Эл.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

Исключение из указанной правовой нормы предусмотрено Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Как уже было сказано выше, в соответствии с этим законом допускается не более чем на один год продление или сокращение срок-ка полномочий парламента субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы (п. 6 ст. 82). Из данного положения Федерального закона следует, что продление или сокращение не более чем на один год срока полномочий Государственного Собрания повлечет соответственно продление или сокращение срока полномочий депутатов Государственного Собрания.

Изменение срока полномочий депутатов также может быть связано с досрочным прекращением полномочий Государственного Собрания в случаях, установленных частью 5 статьи 70 Конституции Республики Марий Эл, а также с досрочным прекращением депутатских полномочий по иным основаниям.

К таким основаниям относится занятие деятельностью, несовместимой со статусом депутата, запрет на осуществление которой установлен статьей 67 Конституции Республики Марий Эл.

Иные ограничения, связанные с депутатской деятельностью, несоблюдение которых влечет досрочное прекращение депутатских полномочий, установлены в статье 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В частности, к ним относится ограничение права депутата изменять свою партийную принадлежность. Установлен запрет на выход депутата, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, из фракции, включающей в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, прекратившей свою деятельность в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Основаниями досрочного прекращения депутатских полномочий в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона также являются:

утрата депутатом гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или

иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

установление в отношении депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, или депутата, избранного в составе списка кандидатов политической партии, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона № 184-ФЗ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами также депутатам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям.

Аналогичные положения закреплены в законодательстве Республики Марий Эл. Перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата Государственного Собрания установлен статьей 12 Закона Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл».

4. Частью 4 комментируемой статьи определен день окончания срока полномочий Государственного Собрания одного созыва — в день первого заседания Государственного Собрания Республики Марий Эл нового созыва.

Указанное конституционное положение обусловлено постоянным характером деятельности парламента и направлено на обеспечение непрерывности этой деятельности.

Во взаимосвязи с ч. 2 ст. 70 Конституции Республики Марий Эл, которой установлено, что Государственное Собрание собирается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня избрания, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов, из положения комментируемой части следует, что в случае, если Государственное Собрание нового созыва не будет избрано в правомочном составе, полномочия Государственного Собрания предыдущего созыва действуют до первого заседания Государственного Собрания нового созыва, когда в его состав будет избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. 5. Согласно части 5 комментируемой статьи порядок выборов депутатов Государственного Собрания регулируется федеральным законом и законом

Республики Марий Эл.

Конституция закрепила выборный порядок образования высшего законодательного органа государственной власти республики, а также необходимость принятия отдельного закона республики, регулирующего наряду с федеральным законом порядок выборов депутатов Государственного Собрания.

Основные положения, устанавливающие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В случае, если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах противоречат Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», применяются нормы указанного Федерального закона.

Выборы депутатов Государственного Собрания назначаются Государственным Собранием (п. «и» ч. 1 ст. 73 Конституции Республики Марий Эл).

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Марий Эл от 02.12.2008 № 72-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл» проведение выборов депутатов Государственного Собрания в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий депутатов Государственного Собрания, является обязательным. Решение о назначении выборов должно быть принято Государственным Собранием не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования на выборах депутатов Государственного Собрания является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий Государственного Собрания или его депутатов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, — день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

Согласно статье 4 Закона Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл»:

26 депутатов Государственного Собрания избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Республики Марий Эл и зарегистрированных в Республике Марий Эл в соответствии с Федеральным законом, на общее число (26) одномандатных избирательных округов;

26 депутатских мандатов в Государственном Собрании распределяются по республиканскому избирательному округу между республиканскими списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из республиканских списков кандидатов. При этом к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные республиканские списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по республиканскому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по республиканскому избирательному округу. В этом случае иные республиканские списки кандидатов к распределению депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу не допускаются (п. 3 ст. 78 Закона Республики Марий «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл»). Законом также установлены случаи, при которых иные зарегистрированные республиканские списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов (п.п. 4, 5 ст. 78).

Таким образом, половина депутатов Государственного Собрания избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в республиканском избирательном округе, охватывающем всю территорию Республики Марий Эл, по системе пропорционального представительства, в соответствии с которой каждое избирательное объединение, допущенное к распределению депутатских мандатов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за республиканский список кандидатов этого избирательного объединения.

Установленная в Республике Марий Эл избирательная система для выборов депутатов Государственного Собрания основана на требовании пункта 4 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Выборы депутатов Государственного Собрания организует Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл. Обеспечение реализации избирательных прав граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственного Собрания возлагается на систему избирательных комиссий, которые организуют процесс голосования, устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов.

Регистрацию 26 депутатов Государственного Собрания, избранных по одно-мандатным избирательным округам, осуществляют окружные избирательные ко-миссии. Центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл распределяет 26 депутатских мандатов с применением методики, регламентированной статьей 80 Закона Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл», регистрирует избранных депутатов Государственного Собрания по общереспубликанскому избирательному округу, устанавливает общие результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование.


© Марийский государственный университет 2024