Действующая Конституция внесла существенные изменения в систему органов государственной власти в Республике Марий Эл.
В соответствии с Конституцией (Основным Законом) 1978 года единую систему органов государственной власти составляли советы народных депутатов: Верховный Совет — высший орган государственной власти, наделенный законодательными полномочиями, а также районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские советы народных депутатов.
Верховный Совет действовал не на постоянной основе. Функции Верховного Совета в период между его сессиями, которые созывались два раза в год, осуществлялись Президиумом Верховного Совета — постоянно действующим органом, подотчетным Верховному Совету во всей своей деятельности.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 10.11.1993 № 522-III «О реформировании Высшего представительного органа власти Республики Марий Эл на период конституционной реформы» был образован новый высший представительный и законодательный орган Республики Марий Эл — Государственное Собрание Республики Марий Эл — Кугыжаныш Погын с двухлетним сроком полномочий.
Основные положения указанного Закона получили закрепление и дальнейшее развитие в Конституции Республики Марий Эл 1995 года.
1. В части первой комментируемой статьи Конституции содержится определение Государственного Собрания Республики Марий Эл, характеризующее сущность, юридическую природу и функции этого органа государственной власти.
Указанная правовая норма неразрывно связана с положениями статьи 6 Конституции, закрепляющей в качестве одной из важнейших основ конституционного строя республики осуществление государственной власти в Республике Марий Эл на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельности этих ветвей власти.
Конституция Республики Марий Эл 1995 года впервые называет Государственное Собрание парламентом Республики Марий Эл. В системе разделения властей парламент представляет законодательную ветвь власти.
Из конституционного определения Государственного Собрания в качестве парламента прежде всего следует, что Государственное Собрание является представительным органом, то есть органом, который в силу Конституции представляет народ Республики Марий Эл. Иными словами, Государственное Собрание Республики Марий Эл — это орган народного представительства, то есть всенародно избранный орган, призванный выражать интересы и волю народа. В этом заключается его сущностная характеристика.
Парламент осуществляет законодательную функцию, поэтому Конституция устанавливает, что Государственное Собрание является законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл и одновременно закрепляет положение о том, что он является высшим и единственным.
Из данного конституционного положения следует:
1. законодательная ветвь власти республики состоит только из одного органа, в ней отсутствуют вышестоящие и нижестоящие законодательные органы, то есть отсутствует система соподчинения этих органов по вертикали;
2. Государственное Собрание Республики Марий Эл является единственным органом государственной власти, который может принимать законы. Принятые Государственным Собранием законы не могут быть отменены или изменены никаким другим органом государственной власти. В случаях признания Конституционным Судом Российской Федерации или Конституционным судом Республики Марий Эл законов Республики Марий Эл неконституционными они утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации, ч. 6 ст. 95 Конституции Республики Марий Эл), а в случаях признания противоречащими федеральным законам признаются недействующими по решению Верховного Суда Республики Марий Эл (ч. 1 ст. 26, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
Следует отметить, что до принятия Закона Республики Марий Эл от 29.06.2005 № 18-З «О поправках к Конституции Республики Марий Эл» (поправки 36‒39) действовал еще один орган, Конституционное Собрание Республики Марий Эл, учрежденный для принятия Конституции Республики Марий Эл и уполномоченный принимать законы о поправках к главам 1, 2 и 8 Конституции Республики Марий Эл. В соответствии с ранее действующей редакцией статьи 108 Конституции к полномочиям Государственного Собрания было отнесено принятие поправок к главам 3‒7 Конституции Республики Марий Эл.
Поправкой 36 к Конституции Республики Марий Эл закреплена действующая норма о том, что Государственное Собрание Республики Марий Эл является высшим и единственным законодательным органом государственной власти республики. Законом Республики Марий Эл от 06.07.2005 № 28-З признан утратившим силу Закон Республики Марий Эл от 06.01.1997 № 12-З «О Конституционном Собрании Республики Марий Эл». С этого момента Государственное Собрание стало обладать всей полнотой законодательной власти.
Правовое регулирование вопросов организации и деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл, его правового статуса как высшего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Специальным законом является Закон Республики Марий Эл от 07.12.2001 № 45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл».
2. Часть вторая закрепляет контрольную функцию Государственного Собрания и содержит общее положение о том, что оно осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Марий Эл.
Контрольная функция реализуется как самим Государственным Собранием и депутатами Государственного Собрания (через парламентские и депутатские запросы, через органы Государственного Собрания, например, комитеты Государственного Собрания), так и через самостоятельный государственный орган — Государственную счетную палату Республики Марий Эл, осуществляющую функции внешнего государственного финансового контроля.
Основными направлениями парламентского контроля являются:
1. контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Марий Эл;
2. контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики;
3. контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения республиканской собственностью.
Конституцией закреплена норма о том, что при осуществлении контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл по расходам на обеспечение деятельности Государственного Собрания и (или) депутатов Государственного Собрания полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл не ограничиваются.
Вопросы контрольной деятельности парламента республики получили дальнейшее развитие в Законе Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл». В соответствии со статьей 9 указанного Закона контрольная деятельность Государственного Собрания осуществляется в формах:
1. заслушивания отчетов образуемых им органов;
2. направления парламентских и депутатских запросов; 3. истребования информации;
4. рассмотрения вопросов о доверии членам Правительства Республики Марий Эл, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным Собранием;
5. рассмотрения на заседаниях комитетов Государственного Собрания и Президиума Государственного Собрания вопросов о ходе реализации (исполнении) законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания.
Решение о постановке на контроль законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания принимается Президиумом Государственного Собрания по итогам проведения сессии Государственного Собрания, в котором определяются комитеты Государственного Собрания, ответственные за осуществление контроля.
По результатам рассмотрения вопроса о ходе реализации закона Республики Марий Эл, постановления Государственного Собрания комитет Государственного Собрания принимает решение, которое может содержать предложения:
1. по устранению выявленных нарушений;
2. о разработке проекта закона, проекта постановления Государственного Собрания о внесении изменений в закон Республики Марий Эл, постановление Государственного Собрания или признании их утратившими силу;
3. о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона.
В ходе контрольной деятельности Государственное Собрание может рассмотреть на своем заседании вопрос и принять постановление о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл в случаях неоднократных, установленных компетентным органом или судом нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл; неоднократного невыполнения парламентских и депутатских запросов, несоблюдения сроков и порядка представления информации, а также в иных случаях, установленных законом, перечень которых является исчерпывающим.
Выражение парламентом недоверия члену Правительства может служить основанием для его отставки (ч. 3 ст. 85 Конституции).