1. Комментируемая статья закрепляет принцип разделения властей. Разделение властей — это принцип организации государственной власти, согласно которому власть осуществляется самостоятельными, независимыми и уравновешивающими друг друга законодательными, исполнительными и судебными органами.
Данный принцип является важной характеристикой демократического правового государства. Разделение властей направлено на предотвращение чрезмерной концентрации и монополизации государственной власти каким-либо органом, что с неизбежностью приводило бы к ее узурпации и ограничению прав и свобод человека и гражданина, а также интересов всего общества.
При этом независимость отдельных ветвей власти не следует абсолютизировать. Они должны взаимодействовать и сотрудничать для достижения общего блага, поскольку происходят из единственного источника — народа.
Система разделения властей в Республике Марий Эл включает следующие основные компоненты: органы государственной власти; разграничение компетенции; взаимный контроль и сдерживание; координация действий и сотрудничество между органами государственной власти.
Каждая из ветвей власти характеризуется особенностями компетенции и организации, своими видами государственных органов, принципами и правилами.
Законодательная власть в лице парламентов формирует законодательство как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих важные общественные отношения и обладающих высшей юридической силой. Непосредственным управлением государством, претворением законов в жизнь занимается исполнительная власть, олицетворяемая главами государств, правительствами, министерствами и ведомствами. Главной функцией судебной власти в лице судов является осуществление правосудия, то есть рассмотрение и разрешение различных видов дел, споров.
Особо подчеркивается самостоятельность органов законодательной и судебной власти, означающая, что каждая власть формируется как самостоятельная, органы государственной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга. Сосредоточение функций различных ветвей власти в одном органе не допускается.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает перечень органов государственной власти Республики Марий Эл.
Государственное Собрание Республики Марий Эл — парламент Республики — является высшим законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.
Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл.
Правительство Республики Марий Эл — высший исполнительный орган государственной власти.
Конституционный суд Республики Марий Эл относится к судам Республики Марий Эл и является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Указание на иные органы подразумевает, что данный перечень может быть дополнен.
Более подробно конституционно-правовой статус перечисленных органов определен в соответствующих главах Конституции республики.
Система органов государственной власти Республики Марий Эл строится в соответствии с принципом единства системы государственной власти в Российской Федерации.