Статья 58

Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Понятие «окружающая среда» в широком смысле дано в комментарии к статье 42. Однако в смысле комментируемой статьи под окружающей средой следует понимать лишь природную составляющую, что следует из приведенных в одном ряду и одном контексте терминов «природа», «окружающая среда», «природные богатства».

Последнее понятие, очевидно, является более узким, нежели два первых понятия. Термин «богатство» в семантике языка означает запасы, ценности. Природные естественные ресурсы представляют собой компонент окружающей природной среды и используются для удовлетворения материальных и культурных (например, эстетического восприятия) потребностей человека. При этом главными видами природных ресурсов являются земля, недра, воды, лесные и другие растительные ресурсы, животный мир, природные ландшафты, атмосферный воздух.

Комментируемая статья конституционным законодателем размещена в главе «Права и свободы человека и гражданина». При этом нетрудно заметить, что в ней речь идет не о праве, а об обязанности. Подобное решение конституционного законодателя не следует расценивать как некую юридико-техническую ошибку. Правовой статус личности, закрепленный в главе 2 Конституции Республики Марий Эл, не может быть окончательно оформленным без норм об обязанностях человека и гражданина, исходя из общеправового принципа: «права и свободы личности заканчиваются там, где начинаются права и свободы других». Поэтому праву на благоприятную окружающую среду, закрепленному в статье 42 Конституции Республики Марий Эл, корреспондирует норма о конституционной обязанности ее сохранения.

«Экологические» обязанности гражданина наиболее полно конкретизированы в многочисленных актах федерального уровня. В системе федерального правового регулирования наиболее значимое место в этой области занимает Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Частью 3 статьи 11 названного закона граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Республика Марий Эл в пределах своей компетенции, основанной на положениях Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации», других федеральных законов, в том числе регулирующих отношения, связанные с охраной окружающей среды, принимает меры по собственному правовому регулированию в этой области. Закон Республики Марий Эл от 24.02.2014 № 5-З «О регулировании отдельных отношений в области охраны окружающей среды» направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду как основу жизни и деятельности населения Республики Марий Эл и регулирует отдельные отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, юридических и физических лиц при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Законом установлены полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл, определены рамки участия органов исполнительной власти республики в осуществлении государственного экологического мониторинга, определен правовой режим особо охраняемых природных территорий, природных комплексов и объектов в Республике Марий Эл, установлены пределы государственного экологического надзора в области охраны окружающей среды.

К числу наиболее значимых республиканских актов природоохранной направленности следует отнести также Закон Республики Марий Эл от 07.03.2008 № 8-З «О землях особо охраняемых территорий в Республике Марий Эл» и Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15.10.2012 № 398 «Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013–2020 годы».

© Марийский государственный университет 2024