Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Важнейшими функциями государства являются экономическая и социальная, что предполагает использование государством механизмов перераспределения общественного дохода и поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами. Эти механизмы реализуются путем взимания налогов, которые можно определить как обязательные безвозмездные платежи физических и юридических лиц, принудительно взимаемые органами публичной власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги объединяет то, что они взимаются в связи с получением доходов (налог на доход физических лиц, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с наследства и дарения и т.п.). Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки, заложенные в цену предметов потребления или услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за лицензии и т.п.).

От налогов следует отличать сборы — обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения в отношении их плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (например, государственная пошлина при получении некоторых государственных документов).

В Российской Федерации существует трехуровневая система налогообложения: система налогов состоит из налогов федеральных, налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. Соответственно, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации — кодифицированного акта федерального уровня, регулирующего отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с этим Кодексом федеральных законов о налогах и сборах; законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемых представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» в бюджет Республики Марий Эл и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Республики Марий Эл, зачисляются следующие виды налогов и сборов:

- налог на имущество организаций; - транспортный налог;

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на прибыль организаций (в части, зачисляемой в бюджет Республики Марий Эл);

- налоги, собираемые по упрощенной системе налогообложения и при использовании патентной системы налогообложения;

- налог на вмененный доход.

В комментируемой статье используется формулировка «законно установленные налоги и сборы», что означает, что налоги и сборы должны устанавливаться только законом. В отношении налогов Республики Марий Эл это означает, что к законно установленным налогам относятся только те налоги, которые устанавливаются законом республики в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом. То есть органы государственной власти Республики Марий Эл имеют право осуществлять собственное правовое регулирование вопросов налогообложения в пределах прав, предоставленных им федеральным законодательством, и только с соблюдением общих принципов налогообложения с учетом основных прав человека и гражданина.

Конституционный суд Республики Марий Эл неоднократно обращался к исследованию конституционной обязанности уплаты законно установленных налогов и сборов. Постановлением суда от 12 июля 2000 года признаны не соответствующими Конституции Республики Марий Эл отдельные положения Закона Республики Марий Эл «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 10.03.1999 № 120-З. Конституционный суд указал, что изменение круга плательщиков налога, установленного федеральным законодательством, находится вне пределов полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл, что влечет признание такого регулирования незаконно установленным налогом.

Комментируемая статья устанавливает государственные гарантии защиты прав налогоплательщиков от незаконных налогов. Эти гарантии выражаются в запрете придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. Под ухудшением положения налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации понимается установление новых налогов и (или) сборов, повышение налоговой ставки, установление или отягчение ответственности за налоговые правонарушения, установление новых обязанностей. Конституционным судом Республики Марий Эл по делу о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 4 июня 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О налоге с продаж» установлена неконституционность изменений и дополнений в Закон ввиду придания этим изменениям обратной силы и ухудшения положения налогоплательщиков, на которых была возложена обязанность по уплате новых налогов до введения в действие закона, их устанавливающего.


© Марийский государственный университет 2024