Статья 56

1. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Марий Эл и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

2. Гарантии прав граждан в условиях чрезвычайного положения определяются федеральным конституционным законом.

1. Комментируемая статья констатирует приоритет федерального регулирования в вопросах объявления чрезвычайного положения и возможности ограничения прав и свобод граждан на территории Республики Марий Эл.

Введение режима чрезвычайного положения регулируется, кроме конституционных норм (статьи 56, 88 и 102 Конституции Российской Федерации), нормами Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», а также актами, регламентирующими деятельность органов государственного управления в условиях чрезвычайного положения.

Понятие чрезвычайного положения раскрывается в статье 1 Закона «О чрезвычайном положении» — это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Следует отметить, что данный режим является временной мерой, применяемой исключительно в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и защиты конституционного строя Российской Федерации (статья 2).

Положения статьи 3 Закона «О чрезвычайном положении» позволяют сделать вывод о том, что понятие режима «чрезвычайного положения» связано с понятием «чрезвычайной ситуации», но следует уточнить, что чрезвычайное положение — это особый правовой режим жизнедеятельности, предусматривающий определенное ограничение прав и свобод, который в опасных условиях устанавливает Президент Российской Федерации. А чрезвычайная ситуация — это более масштабная разновидность опасной ситуации, состояние, при котором на определенной территории нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу, хозяйству, окружающей природной среде. Но наличие опасных факторов и их перерастание в опасную, а затем и чрезвычайную ситуацию не является обязательным условием для введения режима чрезвычайного положения, он может быть введен, если это действительно необходимо, т.е. как крайнее средство, «исключительная мера».

Режим чрезвычайного положения на территории Республики Марий Эл, а также на территории любого субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом вводится Указом Президента Российской Федерации, с обя-зательным одобрением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (статья 4).

Закон «О чрезвычайном положении» предписывает, что в Указе Президента Российской Федерации должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, обоснование необходимости введения чрезвычайного положения, границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения, перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение вводится на всей территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 суток, а на части ее территории — 60 суток. По истечении данных сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. Однако, если в течение установленного срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, оно может быть продлено указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Законом для введения чрезвычайного положения (статья 9). При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения (статья 10).

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

В случае введения режима чрезвычайного положения на территории Республики Марий Эл органы исполнительной власти республики переходят в прямое подчинение Президенту Российской Федерации или специальному назначаемому им органу. При этом на территории республики создаются комитеты, штабы, комендатуры, которым передаются полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти республики. Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории. Деятельность коменданта территории направлена на согласование действий различных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в целях устранения в кратчайшие сроки обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

2. Часть вторая комментируемой статьи в рамках Закона «О чрезвычайном положении» допускает установление отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения обязательно устанавливаются с указанием их конкретных пределов и сроков действия. В связи с тем, что данные ограничения вводятся в действие по упрощенной процедуре и по кругу лиц распространяются не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, Закон «О чрезвычайном положении» содержит предписания об уведомлении Генерального Секретаря ООН и Генерального секретаря Совета Европы о введении чрезвычайного положения и прекращении периода его действия, а также уведомлении сопредельных государств о введении чрезвычайного положения.

В условиях чрезвычайного положения не все права и свободы могут быть ограничены. Часть третья статьи 56 Конституции Российской Федерации содержит перечень конституционных положений, закрепляющих права и свободы, не подлежащие ограничению. К таковым законодатель отнес право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право лица на защиту информации о его частной жизни и право на доступ к информации, касающейся его прав и свобод (ст. 24), свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

Не подлежат ограничению право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на жилище (ч. 1 ст. 40) и права и свободы, которые сами призваны гарантировать защиту прав и свобод, предусмотренных Конституцией: это и право на судебную защиту, и право на получение квалифицированной юридической помощи, и другие права, содержащиеся в ст.ст. 46‒54 Конституции Российской Федерации.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Указанные меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

© Марийский государственный университет 2024