Статья 55

1. Перечисление в Конституции Республики Марий Эл основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. вРеспублике Марий Эл не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В Конституции Республики Марий Эл наиболее важные права и свободы человека и гражданина получили высшую юридическую защиту. Перечень конституционных прав и свобод, а также сформированные институты их реализации и защиты соответствуют уровню международных стандартов. Вместе с тем система прав человека постоянно развивается и совершенствуется. Закрепленные в Конституции права и свободы человека и гражданина дополняются новыми не менее значимыми и признаваемыми мировым сообществом правами.

В части 1 комментируемой статьи закреплено положение о том, что перечень конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина не является закрытым, конституционная защита гарантируется также другим наиболее важным и общепризнанным правам и свободам, содержащимся в других нормативных правовых актах, в том числе и международных. Важно, чтобы эти права и свободы были общепризнанными, то есть являлись составной частью международно-правового статуса личности.

К основополагающим документам, закрепляющим общепризнанные стандарты в области прав и свобод человека, относятся: Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года; Международные пакты о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека, которые в совокупности составляют базис общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека имеют в Республике Марий Эл прямое действие, хотя и не все из них и не в сходной трактовке закреплены в Конституции.

Конституционный суд Республики Марий Эл в своей практической деятельности не раз обосновывал свои решения, ссылаясь на международные правовые нормы, касающиеся прав и свобод (Постановления Конституционного суда Республики Марий Эл от 08.04.2004, 15.05.2012, 01.08.3013, 15.05.2014). Так, в Постановлении от 22.04.2014, анализируя содержание и гарантии социальной защищенности гражданина, суд в своей аргументации использовал статью 25 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Учитывая естественно-правовую природу общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, комментируемая норма Конституции налагает запрет на их отрицание и умаление. Применительно к общепризнанным правам и свободам под «отрицанием» понимается их непризнание и, как следствие, необязательность их соблюдения органами государственной власти, под «умалением» понимается уменьшение материального содержания основного права или сокращение юридических гарантий его реализации.

Следует учитывать, что сам международный стандарт прав и свобод человека содержит внутренние противоречия. Поскольку нет общепризнанной школы прав и свобод человека по степени их важности и значимости, то принцип всеобщности прав может реализовываться в разных странах по-разному в зависимости от национальных, религиозных, политических, экономических и иных причин. На фоне расширения и конкретизации общепризнанных прав и свобод человека и гражданина остро встает вопрос об обеспечении единого подхода к их реализации, недопущению политики «двойных стандартов» при оценке соблюдения основных прав и свобод в зависимости от политической конъюнктуры.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запрет на издание в республике законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Она должна применяться с учетом требований, содержащихся в части 1 настоящей статьи Конституции. Понятие «законы» в данной конституционной норме следует толковать расширительно, вкладывая в него не только законы республики, принимаемые Государственным Собранием Республики Марий Эл, но и Указы Главы Республики Марий Эл, постановления Правительства Республики Марий Эл и иные подзаконные нормативные правовые акты.

Отменой какого-либо из конституционных или общепризнанных прав и свобод является их изъятие из конституционного статуса личности, тогда как умаление законом прав и свобод человека и гражданина может означать ограничение их объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращение юридических гарантий и механизмов их реализации. Все это в конечном счете приводит к необоснованному исключению либо принижению значения того или иного права в системе основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный суд Республики Марий Эл в постановлении от 15.05.2014 по жалобе гражданки Л.В. Редкиной, признавая неконституционность муниципального нормативного правового акта, указал на недопустимость отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина нормативным правовым актом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» при реализации конституционных гарантий на общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

3. Права и свободы человека не могут носить абсолютный характер и могут иметь допустимые ограничения. В статье 29 Всеобщей декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного применения и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В Конституции ограничения прав на общей основе регулирует комментируемая часть 3 статьи 55. В ней установлены три взаимосвязанных и носящих обязательный характер условия, которые должны быть выполнены при ограничении основного права.

Права и свободы могут быть ограничены: во-первых, только федеральным за-коном; во-вторых, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; в-третьих, только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях.

Вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в силу пункта «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Поэтому Конституция вопросы ограничения основных прав и свобод отнесла к полномочиям федерального законодателя.

Допустимые ограничения основных прав и свобод могут быть установлены только федеральным законом. Таким правом не обладают никакие другие федеральные институты государственной власти, ни субъекты Российской Федерации, ни органы местного самоуправления. Конституция, как и Конституция Российской Федерации, четко обозначает единственную легитимную форму возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина — федеральный закон.

Конституционной суд Республики Марий Эл, рассматривая дело по жалобе гражданки Г.К. Хайруллиной, одним из оснований признания муниципального правового акта не соответствующим Конституции Республики Марий Эл указал, что ограничение конституционного права возможно лишь федеральным законом, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции (постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 25.06.2013).

Часть 3 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень допустимых целей возможных ограничений. И хотя их только шесть и они сформулированы в довольно общей форме, вместе с тем они определяют четкие ориентиры, во имя чего устанавливаются ограничения.

Так, Конституционный суд Республики Марий Эл, рассмотрев дело по запросу Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, в постановлении от 01.08.2013 проанализировал основания ограничений конституционных прав граждан постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и пришел к выводу, что изменение правового режима пользования участком автодороги, повлекшего за собой ограничение движения транспортных средств неограниченного круга лиц, произведено для собственных нужд УФСБ России по Республике Марий Эл с целью обеспечения удобств проезда и парковки транспортных средств сотрудников управления в ущерб правам и законным интересам других граждан, что не соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции Республики Марий Эл.

Допустимые ограничения конституционных прав и свобод должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.

По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции ограничение основного права признается допустимым, если оно представляет собой наименее ограничивающую меру и в то же время отвечает требованиям пропорциональности.

Соразмерность ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина может быть объектом судебной проверки, в том числе и органами конституционного правосудия. Ориентиром в данном вопросе служат правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. Конституционный суд Республики Марий Эл в каждом втором решении проводил проверку допущенных ограничений основных прав и свобод на соответствие требованиям ст. 55 Конституции.

© Марийский государственный университет 2024