Статья 5

территория и статус Республики Марий Эл не могут быть изменены без ее согласия.

Статус Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации определяется ее правами и обязанностями, гарантиями прав, ответственностью, а также атрибутивными признаками и принципами конституционно-правового статуса. В соответствии с ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, таким образом подтверждается право республики как государственного образования регулировать вопросы собственного правового положения путем установления и развития статусных характеристик. При этом, естественно, между конституциями не должны возникать противоречия.

Провозглашаемая невозможность изменения статуса без согласия республики соответствует ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации, согласно которой статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Значимым атрибутивным признаком Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации является ее территория. Именно на своей территории республика обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. О значении данного признака свидетельствует также специально оговариваемое в Конституции полномочие Главы Республики Марий Эл обеспечивать территориальную целостность республики (п. «а» ст. 79 Конституции).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 № 1-П территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса республики (государства) в качестве субъекта Российской Федерации.

Территория республики включает в себя территории районов, городов и других административно-территориальных единиц (ч. 1 ст. 97 Конституции).

Провозглашаемая невозможность изменения территории без согласия республики соответствует ч. 3 ст. 67 Конституции Российской Федерации, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Следовательно, границы между субъектами не могут быть произвольно изменены как Федерацией, так и единолично каким-либо субъектом. Но даже в случае, когда субъекты Федерации пришли к соответствующему соглашению, изменение границ должно быть рассмотрено и утверждено Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Отметим также, что утверждение соглашения об изменении границ республики относится к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл (п. «у» статьи 73 Конституции).

В целом же комментируемая статья содержит норму, которая придает стабильность статусу Республики Марий Эл, является важной гарантией обеспечения прав и законных интересов республики, служит укреплению принципов федеративного устройства России.


© Марийский государственный университет 2024