Статья 47

1. никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает единство судебной системы Российской Федерации, в которую входят: Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, каждый из которых, в свою очередь, является независимым от других.

Компетенция каждого элемента этой единой судебной системы определяется законами о соответствующих судах либо отраслевым процессуальным законодательством. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при определении подсудности дел в законе должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволило бы суду (судье), сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае пришлось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е. дискреционным полномочием правоприменительного органа или должностного лица, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 № 9-П). Неопределенность и противоречивость в вопросе определения подсудности вызывает необоснованный отказ в доступе к правосудию и, как следствие, нарушение конституционного права на судебную защиту, невозможности полно и эффективно восстановить нарушенные права. Закон, устанавливая правила подсудности, реализуя гарантии на независимый и беспристрастный суд, должен четко и недвусмысленно определять, в какой суд гражданин имеет право обратиться за защитой своих прав и свобод.

Особое место в единой судебной системе Российской Федерации занимают конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Как и мировые судьи, конституционные (уставные) суды относятся к судам субъектов Российской Федерации. Но если мировые судьи входят в подсистему судов общей юрисдикции, осуществляя судопроизводство по тем же правилам, что и федеральные суды, то

конституционные (уставные) суды выступают самостоятельной подсистемой единой судебной системы РФ.

Конституционный суд Республики Марий Эл рассматривает по жалобам граждан дела о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Одним из условий признания такой жалобы допустимой к рассмотрению является требование об отсутствии в производстве Конституционного Суда Российской Федерации аналогичной жалобы на предмет соответствия оспоренной нормы Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии с федеральным законодательством уголовные дела об особо тяжком преступлении против жизни, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, по ходатайству обвиняемого подлежат рассмотрению судьей соответствующего суда с участием коллегии из 12 присяжных заседателей. Такое ходатайство может быть заявлено после ознакомления обвиняемого с материалами дела и до назначения судебного заседания.

Присяжные заседатели — это граждане, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел. Суд присяжных представляет собой особую форму судебного разбирательства, в котором участвуют судья-профессионал и непрофессиональные судьи. Суд присяжных выступает гарантией конституционного права граждан на участие в осуществлении правосудия.


© Марийский государственный университет 2024