Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства его правовой защиты.

1. Право на судебную защиту является неотчуждаемым правом человека, принадлежащим ему от рождения вне зависимости от расы, национальности, социального положения и иных обстоятельств. Судебную защиту прав и свобод осуществляют специально созданные в системе государственной власти самостоятельные и независимые органы судебной власти, призванные обеспечить реализацию данного права. Защиту прав и свобод осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, образующие единую судебную систему Российской Федерации. Наделенные нормативными правовыми актами соответствующими полномочиями, органы правосудия, в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и судопроизводства, обеспечивают гарантию реализации субъективных прав граждан и их объединений на судебную защиту. При этом конституционная гарантия судебной защиты предоставляется любому участнику судебного процесса: заявителю, истцу, ответчику, потерпевшему, подсудимому и иным участникам процесса. Право на судебную защиту должно обеспечиваться посредством принятия справедливого и законного судебного решения.

Право на судебную защиту нашло свое отражение в международно-правовых актах, являющихся составной частью правовой системы нашего государства. К таким актам относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека, в соответствии с которыми правосудие предполагает доступность судебной защиты, правильное разрешение спора в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, обеспечение процессуального равноправия сторон.

2. Органы правосудия в соответствии с возложенной на них компетенцией рассматривают жалобы на нормативные и ненормативные правовые акты, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов. Так, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан и их объединений рассматривает дела о проверке конституционности федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Конституционный суд Республики Марий Эл по жалобам граждан проверяет конституционность законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл, муниципальных нормативных правовых актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. При этом Конституционный Суд Российской Федерации проверяет законы на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, а Конституционный суд Республики Марий Эл — на предмет соответствия Конституции Республики Марий Эл.

Суды общей и арбитражной юрисдикции рассматривают жалобы на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц по правилам гражданского, административного или арбитражного судопроизводства с соблюдением требований закона о подведомственности дел.

3. После ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане вправе обращаться за защитой прав и свобод в Европейский Суд по правам человека, являющийся межгосударственным органом, созданным для защиты прав и свобод граждан в случаях, когда такая защита не осуществлена с помощью всех внутригосударственных средств. Европейский Суд в соответствии с Конвенцией, реализуя положения указанной международной нормы права, призван устранить предполагаемые нарушения Конвенции и протоколов к ней со стороны государства вне зависимости от субъекта нарушения, включая органы местного самоуправления, наделенные законом публичной властью. Решения Европейского Суда предполагают выполнение их со стороны государства, восстановление нарушенных прав, предусмотренных Конвенцией. Одновременно с этим, принятые по частным обращениям граждан решения Европейского Суда носят прецедентный характер, направленный на недопущение повторных нарушений прав граждан. Сформулированные Европейским Судом прецеденты носят для любого государства, присоединившегося к Конвенции, обязательный характер.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации к межгосударственным органам по защите прав и свобод относятся Комитет по правам человека, Комиссия по правам человека ООН и др. органы. Указанные органы в отличие от Европейского Суда не выносят обязательных для государств решений, однако их выводы по результатам рассмотрения обращений отражаются в докладах международных органов.

Обязательным условием для обращения в межгосударственные органы является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации исчерпанность означает, что жалоба может быть подана после отказа лицу во всех инстанциях системы судов общей и арбитражной юрисдикции. Конституционное судопроизводство, если только гражданин не обратился в Конституционный Суд с

жалобой на нарушение своих конституционных прав примененным или подлежащим применению в его деле законом, не относится к тем внутригосударственным правовым средствам, использование которых должно рассматриваться в качестве обязательной предпосылки для такого обращения (Определение Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 № 6-О).

© Марийский государственный университет 2024