Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Комментируемое положение Конституции Республики Марий Эл формулирует принцип свободы творчества, гарантирующий невмешательство во всех областях творчества — литературе, искусстве, науке, технике, а также государственную защиту результатов творчества — интеллектуальной собственности. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод прямо не содержит такого положения, ее статья 10 лишь предусматривает норму о праве каждого свободно выражать свое мнение, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Однако Европейский Суд по правам человека исходит из того, что свобода творчества наряду с иными правами и свободами лежит в основе правового статуса личности (см. дело Otto-Preminger-Institut v Austria, решение Суда от 20 сентября 1994 г).

Творчеством можно признать процесс, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Соответственно творческой можно признать деятельность, направленную на создание качественно новых общественных ценностей.

Конституция гарантирует каждому свободу творчества, то есть право заниматься литературной, художественной, научной, технической, педагогической и любой другой творческой деятельностью без цензуры и иного воспрепятствования со стороны государства.

Согласно п. «е» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Закон Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 85-III «О культуре», развивая конституционные положения о свободе творчества, устанавливает, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства (статья 10). Этим же законом определено, что творческой деятельностью является создание культурных ценностей и их интерпретация, а творческим работником признается физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности.

Перечисленные положения основаны на нормах федерального законодательства, в частности статье 3 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Республиканский законодатель признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права. Республика Марий Эл стимулирует деятельность писателей, журналистов, композиторов, художников, театральных и других творческих работников, направленную на улучшение и духовное обогащение жизни народа республики, сохранение и развитие культуры и искусства; обеспечивает условия труда и занятости творческих работников для наиболее полной реализации ими своих творческих возможностей; способствует заказам со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать соответствующую оплачиваемую работу; обеспечивает льготы в части предоставления дополнительной жилплощади для творческой деятельности; способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре; содействует творческим работникам в развитии и расширении межреспубликанских и международных творческих контактов; расширяет возможности участия в различных областях культурной деятельности представителей всех слоев населения независимо от возраста и пола. Эти нормы Закона Республики Марий Эл «О культуре» развивают положение статьи 44 Конституции республики и гарантируют свободу творческой деятельности.

Государственные гарантии обеспечения свободы творчества предусмотрены и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл. Так, Закон Республики Марий Эл от 29.09.1998 № 94-З «О государственной молодежной политике в Республике Марий Эл» определяет меры государственной поддержки творческой деятельности молодежи. Статьей 10 Закона эти меры закреплены в виде:

1. создания системы государственных премий, стипендий, пособий для талантливых детей и молодежи;

2. передачи в пользование научным и творческим объединениям культурно-исторических и научно-технических объектов, находящихся в государственной собственности, с целью развития творческой и исследовательской деятельности молодежи;

3. установления для юридических и физических лиц порядка и условий стимулирования деятельности по оказанию поддержки молодых талантов;

128


Статья 44

4. организации и проведения конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, симпозиумов, конференций, семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодых граждан;

5. формирования государственной системы информационного обеспечения научной и культурной деятельности молодежи.

Для полноты анализа содержания комментируемой конституционной нормы следует учесть некоторые аспекты допустимого самовыражения в творческой деятельности. Свобода творчества предполагает и свободу критического осмысления любых элементов духовной культуры. Любая высказанная идея, любая публичная позиция всегда найдет как сторонников, так и противников. С учетом этого актуален вопрос о грани, которая отделяет допустимое в свободной стране самовыражение от неприемлемых и наказуемых публичных оскорблений, нарушающих чьи-то права. Для разрешения этого вопроса следует учесть, что осуществление свободы творчества, как и любой свободы вообще, не должно нарушать права и свободы других лиц.

Именно таких позиций придерживается Европейский Суд по правам человека, который неоднократно в своих решениях указывал, что государство может правомерно счесть необходимым принять меры против определенных форм поведения, включая распространение информации и идей, которые несовместимы с уважением свободы мысли, совести и религии других лиц (дело Kokkinakis v Greece, решение Суда от 25 мая 1993 года; дело Otto-Preminger-Institut v Austria, решение Суда от 20 сентября 1994 года).

Все изложенные выше положения актуальны и для такого специфического вида деятельности, как преподавание, которое, как это следует из конституционного текста, является одной из разновидностей творческой деятельности. Поскольку этот вид деятельности неразрывно связан с воспитанием и обучением, здесь, наряду с нормами, регулирующими вопросы литературного, художественного и иных видов творчества, применимы нормы об образовании и образовательной деятельности. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры являются одними из основных принципов государственной политики республики в сфере образования.

Конструкция комментируемой нормы неразрывно связывает свободу творчества и правовую охрану результатов творческой деятельности. Содержащийся в части 1 статьи 44 Конституции термин «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, изобретениям, научным открытиям и промышленным образцам во всех областях человеческой деятельности, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Именно в таком виде данное понятие изложено в статье 2 Стокгольмской конвенции 1967 года, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности.

В Республике Марий Эл — субъекте Российской Федерации — интеллектуальная собственность охраняется законом, а правоотношения по ее использованию регулируются нормами гражданского, административного и уголовного права. Как представляется, именно целям правовой охраны интеллектуальной собственности отвечает отнесение статьей 10 Закона Республики Марий Эл «О культуре» к числу творческих работников лиц, причисленных к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания.

2. Часть 2 статьи 44 Конституции закрепляет конституционное право каждого человека на участие в культурной жизни и пользование благами культуры. В отличие от анализируемой ранее свободы творчества право на участие в культурной жизни предполагает «пассивную» роль индивидуума, заключающуюся не в создании, а в использовании культурных благ.

Под культурой принято понимать совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве. Комментируемая норма закрепляет особый комплекс прав и свобод человека, предоставляющих возможности самореализации человека в сфере культурной жизни. Из содержания части 2 статьи 44 следует, что этот комплекс прав состоит из нескольких составляющих, а именно права на участие в культурной жизни, право на пользование учреждениями культуры и право на доступ к культурным ценностям.

Право на участие в культурной жизни может реализовываться посредством определения своего образа жизни, основанного на собственных ценностях и традициях, в том числе самоопределения принадлежности к какому-либо культурному сообществу, а также через участие в любых видах культурной деятельности, иных форм индивидуального или коллективного участия в культурной жизни.

Учреждениями культуры признаются некоммерческие организации, созданные для осуществления социально-культурных функций некоммерческого характера, основным видом деятельности которых является деятельность, направленная на сохранение, создание и распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению. Право пользования учреждениями культуры предполагает использование услуг учреждений культуры, направленных на удовлетворение соответствующих запросов граждан — пользователей этих услуг.

Под культурными ценностями Закон Республики Марий Эл «О культуре» подразумевает нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Право на доступ к культурным ценностям предполагает обеспечение доступа индивидуума к произведениям культуры и искусства, результатам культурной деятельности, в том числе имеющим историко-культурную значимость объектам (зданиям, сооружениям, территориям и предметам), уникальным в историко-культурном отношении.

Комментируемая конституционная норма соотносится с важнейшими международно-правовыми актами, определяющими правовой статус личности. Так, статьей 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах установлено право каждого на участие в культурной жизни.

Конституционное декларирование обязывает государство и его органы гарантировать реализацию этого права, что происходит посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов. Государство создает систему гарантий реализации права на участие в культурной жизни, направленных на поддержку всех форм творческой самореализации личности в условиях культурного разнообразия, широкое вовлечение граждан в культурную деятельность, поощрение к созданию культурных ценностей и пользованию ими, обеспечение доступа к культурным благам, приобщение к культурному наследию Республики Марий Эл и Российской Федерации.

В этих целях органы государственной власти Республики Марий Эл инвестируют средства или создают условия для инвестирования средств в развитие культуры, в том числе в создание организаций культуры независимо от их организационно-правовых форм, в развитие инфраструктуры сферы культуры на территории республики, создают условия для сохранения бесплатности основ-ных услуг общедоступных библиотек и других видов услуг в сфере культуры, утверждают перечни указанных услуг, обеспечивают льготное посещение музеев, театров, иных организаций культуры для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, пенсионеров. Поощряется, в том числе посредством осуществления экономической политики, деятельность по культурному развитию детей, приобщению их к творчеству.

В Республике Марий Эл принимаются республиканские целевые программы, направленные на организационное, правовое и финансовое обеспечение свободы творчества, создание условий для сохранения нематериального культурного наследия народов Республики Марий Эл и культурно-досуговой деятельности. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16.11.2012 № 427 утверждена Государственная программа Республики Марий Эл «Культура Марий Эл на 2013–2020 годы». Целями ее являются сохранение и развитие уникальной культурной самобытности и духовного потенциала народов, проживающих в Республике Марий Эл, обеспечение прав граждан на равный доступ к культурным ценностям, создание условий для нравственного совершенствования и улучшения качества жизни каждой личности.

3. Закрепленная в части 3 статьи 44 Конституции обязанность сохранения исторического и культурного наследия, памятников истории и архитектуры основана на общепризнанных принципах международного культурного сотрудничества, закрепленных в многочисленных международных правовых актах. Среди основных таких актов следует упомянуть, прежде всего, Парижскую декларацию ЮНЕСКО от 4 ноября 1966 г., статьей 1 которой установлено, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять, а развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа.

Развернутое определение понятия «культурное наследие» дано в статье 1 Парижской Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., принятой на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI. В Конвенции под «культурным наследием» понимаются:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Несомненно, что культурное наследие как совокупность особо ценных объектов и явлений окружающей среды отражает и историю природы и общества, имеет особую историческую и культурную ценность, отражающую социальную преемственность поколений. Именно поэтому объективно следует характеризовать эти объекты и явления как историческое и культурное наследие, которое дает возможность представлять уникальную ценностную характеристику Республики Марий Эл в рамках развития России и всей мировой цивилизации. Одновременно историческое и культурное наследие республики представляет и особую часть ее ресурсного потенциала, и в этом смысле является частью национального богатства Республики Марий Эл.

Из текста части 3 комментируемой статьи следует, что установленная ею обязанность носит всеобщий характер, то есть не вытекает из статуса лица — физического или юридического, имеющего или не имеющего соответствующего гражданства, регистрации или места жительства. Однако особое место в деле сохранения исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры принадлежит государству.

Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Законом гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений ее многонационального народа. При этом государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Закон Республики Марий Эл от 04.12.2003 № 50-З «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл» регулирует в пределах полномочий Республики Марий Эл вопросы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл.

Статьей 2 Закона определены полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. К важнейшим из них в целях комментируемой статьи относятся разработка и реализация республиканских программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Марий Эл; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения; определение порядка принятия органом государственной власти Республики Марий Эл решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Уполномоченным органом в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Республике Марий Эл является Правительство республики, которое реализует эти функции непосредственно либо через исполнительный орган государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченный Правительством Республики Марий Эл в области государственной охраны объектов культурного наследия (Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл).

Именно этот уполномоченный орган осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее именуются — объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Законом также определен соответствующий порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр; особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия; ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия; порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия и другие существенные аспекты государственной охраны объектов культурного наследия.

Статьей 14 установлено, что ответственность за нарушение настоящего Закона влечет юридическую ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, а лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, — стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством, что не освобождает данных лиц от иной юридической ответственности, предусмотренной за совершение таких действий. Характеризуя меры юридической ответственности за нарушение обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 44 Конституции Республики Марий Эл, следует отметить, что такая ответственность может быть не только гражданско-правовой, но и административной (статьи 7.13–7.16 КоАП РФ) и уголовной (статьи 164 и 243 УК РФ).