Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее и среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Республика Марий Эл обеспечивает соблюдение федеральных государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Образование в социально-философском смысле — это сфера социальной жизни, создающая условия для развития личности в процессе усвоения им ценностей культуры, сочетание обучения, воспитания и самовоспитания. В процессе образования происходит саморазвитие и развитие отдельного человека, который усваивает ранее накопленные знания и опыт, а затем использует в своей социальной и профессиональной деятельности.

Право на образование закреплено во множестве международно-правовых актов, к числу важнейших из которых следует отнести Устав Организации Объединенных наций, Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Статьей 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах дано, на наш взгляд, наиболее полное определение права на образование и закреплены обязанности государств-участников по обеспечению гарантий этого права. Положения комментируемой статьи основаны на международно-правовых принципах, закрепленных в указанных актах.

В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). В Законе дано юридическое определение образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека.

В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем Республика Марий Эл имеет собственное правовое регулирование сферы образования.

Основным республиканским нормативным правовым актом в данной сфере является Закон Республики Марий Эл от 01.08.2013 № 29-З «Об образовании в Республике Марий Эл». Данным Законом определены отдельные полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл и иных государственных органов республики в сфере образования, установлены основы системы образования в Республике Марий Эл, определены элементы правового статуса отдельных категорий обучающихся, а также дополнительные меры социальной поддержки педагогических работников. Отдельные вопросы государственной социальной поддержки Республики Марий Эл обучающихся и педагогических работников государственных образовательных организаций установлены Законом Республики Марий Эл от 02.12.2004 № 49-З «О мерах государственной социальной поддержки в сфере образования». Меры по реализации прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного образования определены положениями Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 № 214.

В Республике Марий Эл — субъекте Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей системы образования. Данные положения закреплены в статье 14 ФЗ «Об образовании», а также статье 9 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-I «О языках народов Российской Федерации». 2. Часть 2 комментируемой статьи гарантирует гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Это право принадлежит каждому гражданину республики и не зависит от возраста, пола, национальности или религиозной принадлежности обучающегося.

Общедоступность и бесплатность образования обеспечивается республикой путем создания системы образования и принятия на себя обязательств по финансовому и организационному обеспечению права на образование, то есть основой гарантий получения образования является его финансирование из государственного бюджета (федерального или республиканского), бюджетов муниципальных образований, что связано с видом образовательного учреждения и его подчиненностью. Как это следует из конституционной конструкции, право на получение бесплатного общего и среднего профессионального образования в полной мере распространяется на все уровни такого образования и не может быть ограничено никакими дополнительными условиями, как то социальное или имущественное положение, место жительства, состояние здоровья и т.д. Именно эту правовую позицию сформулировал Конституционный суд Республики Марий Эл при вынесении Постановления от 15 мая 2014 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в связи с жалобой гражданки Л.В. Редкиной. Суд при рассмотрении данного дела пришел к выводу, что в результате применения оспоренной правовой нормы, которая увязывала предоставление ребенку места в муниципальном детском дошкольном учреждении с наличием регистрации на территории муниципального образования, реализация гражданами конституционного права на образование поставлена в зависимость от данного условия. В связи с тем, что оспоренная норма нарушала конституционное право граждан на образование и его общедоступность, суд признал ее не соответствующей частям 1 и 2 статьи 43 Конституции Республики

Марий Эл.

3. Часть 3 статьи 43 Конституции закрепляет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и среднего профессионального образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. В рамках совместной компетенции при регулировании общих вопросов образования и воспитания субъекты Российской Федерации в силу объективных причин вынуждены учитывать исключительную компетенцию Федерации — нормы административного законодательства (вопросы управления образованием, контроль качества образования), гражданского законодательства (предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения, вопросы создания, реорганизации, ликвидации образовательного учреждения), трудового законодательства (социальные гарантии обучающихся и педагогов) и т.д. Одной из таких компетенций является правовое регулирование вузовского и иного профессионального образования. Частью 4 статьи 68 Федерального закона «Об образовании» установлено, что прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено законом.

Высшее и среднее профессиональное образование каждый гражданин может получить бесплатно на конкурсной основе. Образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний признаются (с 1 января 2009 года) результаты Единого (с общими требованиями для всей Российской Федерации) государственного экзамена по окончании 11 классов общеобразовательной школы.

4. Основное общее образование является одним из уровней образования, закрепленных в статье 10 Федерального закона «Об образовании». Общее образование состоит из четырех последовательных уровней: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Основное общее образование по образовательным стандартам составляет 9 классов средней школы.

Конституционное требование об обязательности получения общего образования корреспондирует обязанности несовершеннолетних лиц обучаться, их родителей или других законных представителей — обеспечить им получение основного общего образования, а уполномоченных органов власти — организационно обеспечить получение образования соответствующего уровня. Такая конституционно-правовая конструкция означает, что указанное положение Конституции по сути является соответствующей обязанностью.

Если родитель или законный представитель уклоняется от воспитания несовершеннолетнего и, соответственно, не осуществляет контроль за его обучением в образовательном учреждении, то указанные лица за неосуществление своих обязанностей могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ, или уголовной ответственности, предусмотренной статьей 156 УК РФ, за неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Данные стандарты определяют максимальный объем нагрузки обучающихся соответствующего уровня и определяют минимальный объем знаний, которыми должен овладеть обучающийся, то есть ФГОС — система основных параметров, принимаемых в качестве нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности. Вне зависимости от того, является образовательное учреждение государственным или коммерческим, федеральным, субъекта Федерации или муниципальным, соблюдение действующих государственных образовательных стандартов является для учебного заведения обязательным.

До 1 декабря 2007 года существовал национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования, который устанавливался республикой в составе Российской Федерации и был основан на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции. Наличие национально-регионального компонента давало образовательному учреждению статус национального образовательного учреждения. Данный компонент исключен из ФГОС Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

Основные полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации в сфере образования перечислены в статье 8 ФЗ «Об образовании». К числу этих полномочий для целей комментируемой конституционной нормы относятся:

- разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

- создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

- организация предоставления общего образования и среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

- организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти Республики Марий Эл различными способами поддерживают развитие образования. Создан межведомственный Совет по реализации проекта по модернизации системы общего и дошкольного образования в Республике Марий Эл, положение о котором утверждено постановлением Правительства республики от 29.06.2011 № 201; принята Государственная программа Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 № 452. Проводится значительная работа по укреплению материальной базы образовательных учреждений, ввод в эксплуатацию новых объектов с размещением в них образовательных организаций.


© Марийский государственный университет 2024