Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В широком смысле окружающая среда — это среда обитания и деятельности человека, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Поэтому окружающая среда в широком смысле включает в себя природную среду и искусственную (техногенную) среду, то есть совокупность элементов. Компонентами окружающей среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также природные и природно-антропогенные объекты.

Благоприятная окружающая среда в социальном смысле понимается, как окружение, условия, благоприятные для человека.

Очевидно, что для целей комментируемой статьи следует учесть эколого-правовое значение этого термина. Именно в этом значении мы его рассматриваем, говоря о благоприятной окружающей среде — здоровой для жизни, подходящей (в природном, но не социальном смысле) для существования человеческого общества.

В статье 42, как это следует из ее конструкции, закрепляются три самостоятельных экологических права:

- право на благоприятную окружающую среду;

- право на достоверную информацию о ее состоянии;

- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением.

Юридическое понятие «благоприятная среда» дано в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где под этим понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Юридические критерии «благоприятной» окружающей среды также определены в указанном Законе, в частности, определены нормативы качества окружающей среды, допустимое воздействие на окружающую среду. Система санитарно-эпидемиологических требований к окружающей среде установлена в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Правовые отношения по информированию о деятельности в области природопользования и обеспечения экологической безопасности регулируются целой группой федеральных законов, содержащих нормы о таких информационных требованиях. Прежде всего, следует упомянуть статью 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне», согласно которой не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии. Требования доступности информации о состоянии экологии содержатся также в федеральных законах от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Лесном кодексе РФ и др.

Республика Марий Эл вводит собственное регулирование отношений по обеспечению экологической безопасности. Основным актом республиканского уровня в данной сфере является Закон Республики Марий Эл от 24.02.2014 № 5-З «О регулировании отдельных отношений в области охраны окружающей среды», направленный на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду как основу жизни и деятельности населения Республики Марий Эл и регулирующий отдельные отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, юридических и физических лиц при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Отдельные вопросы экологической безопасности регулирует система иных нормативных правовых актов, как правило, постановлений Правительства Республики Марий Эл (от 25.05.2012 № 174 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда и методики исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Республики Марий Эл, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования»; от 16.09.2005 № 221 «Об утверждении дифференцированных нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду по Республике Марий Эл»; от 15.10.2012 № 398 «Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013–2020 годы» и др.).

Праву гражданина на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность сохранять природу и окружающую среду, закрепленная в статье 58 Конституции Республики Марий Эл (см. комментарий к ст. 58).

Экологическое правонарушение можно определить как виновное, наказуемое, запрещенное законом деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности граждан. Право на возмещение ущерба от экологического правонарушения обеспечивается принципом природопользования — возмещение вреда, причиненного окружающей среде. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия природопользователи несут имущественную, административную, уголовную и другие виды ответственности.

В силу конституционных требований о приоритете прав и свобод человека, законности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления все органы публичной власти Республики Марий Эл обязаны обеспечить соблюдение экологических прав граждан. Специально уполномоченным органом в сфере экологического контроля и надзора в Республике Марий Эл являются Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Марий Эл, действующее на основании соответствующего положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.06.2011 № 4т; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 680. Отдельные функции по обеспечению экологической безопасности осуществляют департаменты Республики Марий Эл (экологической безопасности, природопользования и защиты населения, а также по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира), министерства Республики Марий Эл (здравоохранения, лесного хозяйства, сельского хозяйства), Комитет ветеринарии Республики Марий Эл.

© Марийский государственный университет 2024