Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. в Республике Марий Эл финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию и деятельность частных медицинских учреждений.

3. сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

1. Каждого человека заботит его собственное здоровье и здоровье близких ему людей. Независимо от пола, возраста, социальной и этнической принадлежности здоровье воспринимается как важнейший фактор благополучия, а проблемы с ним объективно препятствуют учебе, работе, исполнению семейных обязанностей, полноценному участию в социальной жизни. Под здоровьем принято понимать нормальные функции организма, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству человека.

Всемирная организация здравоохранения, которая является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций, в своем Уставе определила здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. По мнению ВОЗ, под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности (Преамбула к Уставу ВОЗ). Устав ВОЗ закрепляет право на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья в качестве одного из основных прав каждого человека. Право на здоровье признается в качестве основного права человека в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Право на здоровье — право комплексное. Оно не означает право человека быть здоровым, а включает в себя весь спектр факторов, оказывающих влияние на здоровье индивидуума и всего общества:

- доступ к здравоохранению;

- право на профилактику и лечение, а также предупреждение заболеваний; - адекватные условия жизни, в том числе санитарные условия;

- право не подвергаться медицинскому вмешательству без свободного согласия; - доступность информации в области здравоохранения и др.

Поскольку права человека неделимы и взаимосвязаны, нарушение права на здоровье зачастую может повлечь нарушение других социальных прав. Поэтому обязанность совместного участия Российской Федерации и ее субъектов в координации вопросов здравоохранения (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) вытекает из конституционного закрепления характеристики социального государства.

Координация вопросов здравоохранения происходит по следующим направлениям: Российская Федерация формирует общую концепцию здравоохранения, устанавливает нормативы и запреты, направленные на обеспечение санитарного благополучия, организацию профилактики и предупреждения заболеваний, организацию диагностирования и лечения заболеваний, организацию подготовки медицинских кадров, создание и финансирование федеральных программ охраны здоровья населения, развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Субъекты Российской Федерации обязаны контролировать соблюдение федеральных законов, нормативов и стандартов в области охраны здоровья граждан, организовывать профилактические мероприятия по предотвращению заболеваний, оказание медицинской помощи, развитие системы здравоохранения, в том числе системы органов управления здравоохранением, разрабатывать и реализовывать региональные программы по развитию здравоохранения и др.

Основным актом федерального уровня, регулирующим вопросы здравоохранения, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В статье 2 указанного Федерального закона раскрыто правовое содержание понятия «охрана здоровья граждан», под которой понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Закон Республики Марий Эл от 21.03.2012 № 8-З «Об охране здоровья граждан в Республике Марий Эл» в пределах компетенции Республики Марий Эл регулирует отдельные вопросы охраны здоровья граждан в республике. Законом определены полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл и полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, определены основные принципы охраны здоровья граждан, а именно: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и др.

В систему правовых актов Республики Марий Эл, развивающих конституционные положения об обеспечении права на охрану здоровья, входят и иные нормативные правовые акты. Основными целями развития физической культуры и спорта являются достижение человеком достаточного уровня физической и функциональной подготовленности, содействие социальному, биологическому и психическому благополучию, улучшению состояния здоровья, профилактике заболеваний и физической реабилитации. Этим целям отвечает Закон Республики Марий Эл от 30.12.2008 № 81-З «О физической культуре и спорте в Республике Марий Эл». Задачам охраны здоровья граждан отвечает Закон Республики Марий Эл от 02.12.2008 № 69-З «О профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, токсикомании в Республике Марий Эл». Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» предусматривает право на бесплатное и внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан в Республике Марий Эл бесплатной медицинской помощью для отдельных социально незащищенных категорий граждан.

В организационном плане государственная система здравоохранения интегрирует различные виды медицинских учреждений, оказывающих гражданам медицинскую помощь бесплатно за счет бюджета, страховых взносов и других поступлений. В настоящее время источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов; средства фонда обязательного медицинского страхования, поступающие от государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов; внебюджетные средства — средства добровольного медицинского страхования (ДМС), личные средства граждан, безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов и др.

Система, основанная на социальном страховании, характеризуется:

- высокой степенью охвата населения медицинским страхованием, наличием гарантий бесплатной помощи;

- свободным выбором фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателем;

- разделением функций финансирования и оказания медицинских услуг, обеспечением гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Государственную политику в сфере ОМС на территории Республики Марий Эл осуществляет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл, который в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.03.2011 № 86.

2. С 2007 года в Республике Марий Эл действует Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно принимаемая постановлением Правительства Республики Марий Эл (в настоящее время Программа действует в редакции, утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2013 № 433).

Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также предусматривает порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества предоставляемой гражданам медицинской помощи в Республике Марий Эл бесплатно. Финансирование программы производится исходя из размера бюджетных ассигнований, установленного Законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл и Законом Республики Марий Эл о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл.

Аналогичные приоритеты, цели и задачи государственной политики определены в Государственной программе Республики Марий Эл «Социальная поддержка граждан на 2013–2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 № 450.

Органы государственной власти Республики Марий Эл, развивая конституционные положения, закрепленные в статье 41 Конституции, рассматривают право на занятие физической культурой и спортом как составную часть конституционного права на охрану здоровья. Одним из приоритетов в деятельности органов государственной власти республики является обеспечение доступности к занятиям физической культурой и спортом. В республике вводятся в эксплуатацию новые и содержатся уже имеющиеся физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в собственности Российской Федерации. Ежегодно финансируются мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по проведению международных и общероссийских спортивных соревнований.

В Республике Марий Эл медицинская помощь помимо государственных и муниципальных медицинских учреждений оказывается и частными медицинскими учреждениями. Несмотря на то, что при частной медицинской практике услуги оказываются не бесплатно, а за счет средств граждан или предприятий и организаций, частные медицинские учреждения входят в систему здравоохранения. Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие соответствующее образование, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность. На эти учреждения в полной мере распространяются нормативные установления федерального и регионального законодательства об охране здоровья. Контроль за качеством оказания медицинской помощи осуществляют профессиональные медицинские ассоциации и уполномоченные органы государственного контроля — Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы (в Республике Марий Эл — Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Марий Эл).

3. Сокрытие информации о крупных экологических и других катастрофах может причинить серьезный вред здоровью людей, сделать опасной для человека среду обитания. Целью нормативного установления, закрепленного в части 3 статьи 41 Конституции, является государственный и общественный контроль деятельности лиц, обладающих такой информацией и обязанных своевременно распространять ее.

Запрет сокрытия информации обусловлен привлечением к ответственности, установленной федеральным законом. В соответствии со статьей 237 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.

Предоставление информации регламентируется нормами Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации».


© Марийский государственный университет 2024