Статья 4

1. вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Конституция Республики Марий Эл имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики, а республика обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование.

2. органы исполнительной власти Республики Марий Эл, по соглашению с органами исполнительной власти Российской Федерации, могут передавать им осуществление части своих полномочий.

3. исключена.

1. Комментируемая статья развивает конституционно-правовой статус Республики Марий Эл, устанавливая полномочия республики в отношении предметов ведения субъекта Российской Федерации.

Наличие собственных предметов ведения — важный атрибутивный признак субъекта Федерации как государственного образования. Предмет ведения субъекта Российской Федерации — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъектов. Согласно статье 73 российской Конституции субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что субъекты имеют предметы ведения, принадлежащие исключительно им. Соответственно, часть 1 комментируемой статьи провозглашает всю полноту государственной власти и собственное правовое регулирование Республики Марий Эл применительно к данным сферам общественных отношений.

В российской Конституции установлен перечень предметов ведения Российской Федерации и перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы же исключительного ведения субъектов конкретно не перечислены. Тем не менее, часть таких предметов можно вывести из полномочий субъектов, закрепленных в Конституции России: устанавливать систему собственных органов государственной власти, свои государственные языки (для республик), обращаться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и др.

Иные предметы исключительного ведения республика может определять самостоятельно, путем закрепления в собственном законодательстве, в первую очередь — в своей Конституции. Подобная свобода правотворчества, без сомнения, положительно влияет на развитие республики, позволяя более полно учитывать интересы и особенности региона. При этом важным ограничением данной свободы является принцип верховенства федерального законодательства.

Закрепление всей полноты государственной власти и собственного правового регулирования республики означает, что Федерация в лице своих органов госудаственной власти не вправе осуществлять правовое регулирование предметов исключительного ведения республики. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Марий Эл, изданным по предметам исключительного ведения субъекта Федерации, действует нормативный правовой акт республики.

Конституция Республики Марий Эл — вершина правовой системы республики, закон ее законов. В отношении предметов ведения республики, то есть в сфере исключительной компетенции субъекта Федерации, Конституция Республики Марий Эл имеет высшую юридическую силу. Это означает также, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Марий Эл, не должны противоречить Конституции Республики Марий Эл. Любой подобный акт, противоречащий Конституции по существу или по форме, признается недействительным. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, иные лица обязаны соблюдать Конституцию.

При этом Конституция применяется на всей территории Республики Марий Эл. В республике нет каких-либо районов, свободных от действия Конституции.

Прямое действие Конституции означает, что ее нормы действуют и применяются непосредственно, а не через какие-либо иные правовые механизмы, то есть для их осуществления не требуется обязательное принятие конкретизирующих эти нормы правовых актов. Прямое действие Конституции позволяет человеку и гражданину полноценно реализовывать права и свободы и потому является важным признаком наличия демократического, правового государства.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что органы исполнительной власти Республики Марий Эл, по соглашению с органами исполнительной власти Российской Федерации, могут передавать им осуществление части своих полномочий. Более подробно данные отношения регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Данный правовой механизм создан для обеспечения сотрудничества между различными уровнями исполнительной власти в целях более эффективной, по необходимости, защиты интересов населения субъекта Федерации.

3. Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 10.06.2010 № 26-З (Поправка 50, пп. 2 п. 1).

© Марийский государственный университет 2024