Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Социальное обеспечение — особая составляющая социальной политики государства, которая направлена на обеспечение определенных категорий граждан материальной помощью из государственного бюджета. Мотивом предоставления социального обеспечения является создание приблизительно равных условий для существования людей, а ее целью — оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Основными принципами социального обеспечения являются ее адресность и доступность для всех граждан, имеющих право на оказание социальной помощи со стороны государства.

Право человека на социальное обеспечение закреплено в большой группе международно-правовых актов. Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в статье 9 закрепляет положение о том, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Важно при этом уяснить, что нормы международно-правовых актов не являются самоисполнимыми и их положения не регламентируют сами по себе перечня оснований для предоставления социальной помощи со стороны государства. Именно положения национального законодательства, в том числе положения, закрепленные в Конституции Республики Марий Эл как субъекта Российской Федерации, являются актами, устанавливающими обязанность государства на оказание социальной помощи по конкретным основаниям.

Нормы комментируемой статьи приняты в развитие статьи 9 Конституции Республики Марий Эл, размещенной в главе, посвященной основам конституционного строя, и закрепляют государственное попечение о гражданах, особо нуждающихся в социальной поддержке. Эти группы граждан перечислены в тексте части 1 комментируемой статьи: пожилые граждане, граждане, имеющие проблемы со здоровьем, граждане, не имеющие источников и средств к существованию и др. В любом случае, для возникновения права на помощь со стороны государства необходимо наличие объективных оснований и обстоятельств, порождающих потребность в социальной защите, а именно старость, наличие болезни, инвалидности, потеря работы и т.п.

Очевидно, что многообразие оснований предоставления социального обеспечения предопределяет и многообразие способов оказания такой помощи со стороны государства. Эта помощь может предоставляться в виде пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, предоставления услуг и льгот.

Конституция закрепляет важный принцип государственной социальной поддержки — предоставление ее на основаниях и в случаях, предусмотренных законом. Нормативное регулирование вопросов социального обеспечения находится, как известно, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне основными законами в сфере социальной защиты, регламентирующими отношения между российскими субъектами права, являются Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др.

Основными «социальными» законами в Республике Марий Эл являются законы «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» от 02.12.2004 № 50-З, «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» от 02.12.2004 № 48-З, «О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними» от 02.08.2011 № 43-З и др.

Принципом нормативного регулирования в сфере социальной защиты является самостоятельное определение законодателем механизма реализации социальных прав исходя из своих социально-экономических возможностей и самостоятельности определения форм и направления расходования бюджетных средств. Именно к такому выводу о дискреции законодателя по вопросам социального обеспечения пришел Конституционный суд Республики Марий Эл при выявлении смысла конституционных положений, закрепляющих социальные права граждан (постановления от 27 февраля 2014 года, 8 апреля 2014 года, 22 апреля 2014 года и др.).

2. Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, предоставление социальных услуг.

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке и предоставляется гражданам в целях компенсации заработка (дохода) либо в целях предоставления им средств к существованию. Все пенсии в Российской Федерации разделены на две группы — трудовые (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и государственные пенсии (за выслугу лет, социальные и др.).

Пособия — денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законом случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи. Пособия делятся на следующие виды:

- по безработице;

- по временной нетрудоспособности; - по беременности и родам;

- многодетным семьям и одиноким матерям; - инвалидам с детства и др.

Социальная услуга — это неденежная поддержка, оказываемая лицу или семье в целях содействия решению проблем повседневной жизни. Социальные услуги в зависимости от их назначения можно разделить на социально-бытовые (поддержание жизнедеятельности граждан в быту), социально-медицинские (поддержание и улучшение здоровья граждан), социально-правовые (оказание юридической помощи, защита законных прав и интересов граждан), социально-психологические (коррекция психологического состояния граждан для их адаптации в обществе) и др.

В силу того, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в Республике Марий Эл нормативное регулирование предоставления гражданам социального обеспечения в виде пособий осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне республики. Примерами федерального регулирования этих вопросов являются федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Трудовой кодекс РФ. Законодательство Республики Марий Эл по вопросам социального обеспечения в виде пособий также весьма обширно и представлено законами республики «Об условиях и порядке присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Республики Марий Эл», «О приемной семье», «О вознаграждении опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам опеки и попечительства», «О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детейинвалидов и осуществляющих уход за ними».

3. Социальное страхование, являясь составляющей структуры социальной поддержки граждан, своей целью имеет защиту работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой государственную систему страхования работающих граждан от социальных рисков и заключается в создании и функционировании на основе нормативных актов федерального уровня системы аккумулирования финансовых средств и их расходования через целевые внебюджетные фонды в случае утраты гражданами возможности заработка. Направления обязательного социального страхования — обеспечение граждан пенсией (в случае утраты трудоспособности, выслуги лет в отдельных отраслях экономики, в случае потери кормильца); обеспечение граждан, потерявших работу, пособием на время поиска новой работы; обеспечение работающих граждан на период временной нетрудоспособности.

В Республике Марий Эл государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты граждан. Однако комментируемой статьей предусмотрено поощрение со стороны государства альтернативных и дополнительных видов и форм социального обеспечения — добровольное социальное страхование, частная благотворительность.

Добровольное социальное страхование, осуществляемое через негосударственные страховые фонды, строится на принципах самопомощи при отсутствии страховой поддержки со стороны государства. Отличительной чертой этой формы является непосредственная зависимость страховых выплат от уровня дохода застрахованного лица. Добровольное страхование, осуществляемое в основном по направлениям пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания, необходимо рассматривать не как альтернативу обязательному страхованию, а как дополнение к нему.

Еще одной формой системы социальной защиты граждан является благотворительность. Под благотворительной понимается такая добровольная деятельность, в результате которой юридическое или физическое лицо безвозмездно передает гражданам или юридическим лицам денежные средства или имущество или оказывает другую поддержку (например, профессиональное обучение, бесплатное предоставление услуг). При этом важно отметить, что у получателя благотворительности не возникает никаких обязательств перед благотворителем. Расходы на благотворительность подлежат вычету (уменьшают) налог на доходы благотворителя, при этом сумма налогового вычета не может превышать 25% от годового дохода, который облагается подоходным налогом по ставке 13% (пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ).


© Марийский государственный университет 2024