Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Забота о матери и ребенке представляет одну из наиболее значимых общественных ценностей. В комментируемой статье говорится о защите этих социальных ценностей со стороны государства. Это конституционное положение базируется на общепризнанных международно-правовых нормах. В частности, о защите семьи, материнства и детства говорится во Всеобщей декларации прав человека (ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 25), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10) и ряде других международных правовых актов.

Материнство и детство в рассматриваемом нами контексте — категории социальные. Значение материнства состоит в том, что оно выступает в качестве основы передачи нравственных и культурных ценностей следующим поколениям: даже простейшие формы социального поведения ребенок не в состоянии усвоить без вмешательства матери. Семья определяется в качестве первичной социальной группы, отношения в которой определяются кровным родством или длительным совместным проживанием, связаны общностью быта и ответственностью за воспитание детей.

Таким образом, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений. Изложенное объясняет, почему Конституция Республики Марий Эл объединяет требование государственной защиты этих социальных институтов в рамках одной статьи.

Государственная защита этих социальных институтов обеспечивается путем создания правовых, экономических и социальных предпосылок, необходимых для рождения детей, их полноценного развития, для нормального существования семьи. В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Правовое регулирование этих вопросов содержится в нормативных правовых актах различных отраслей права (семейном, трудовом, административном и т.д.).

В Республике Марий Эл в рамках предоставленных полномочий принят ряд законов, содержащих нормы о государственной защите материнства, детства и семьи. Так, Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республики Марий Эл» определяет условия и устанавливает порядок оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке. К числу таких граждан отнесены, в том числе, и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; многодетные семьи; дети с острыми и хроническими заболеваниями; безнадзорные и беспризорные дети; дети-инвалиды. Законом для таких граждан определены конкретные меры социальной поддержки в области образования, охраны здоровья и медицинской помощи, транспортных услуг, обеспечения жильем, оплаты жилищно-коммунальных услуг, предоставления бесплатной юридической помощи.

Закон Республики Марий Эл от 29.09.1998 № 94-З «О государственной молодежной политике в Республике Марий Эл» в качестве приоритетов государственной политики закрепляет решение жилищных проблем молодежи, воспитание и дополнительное образование, правовую защиту молодежи, профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, установление системы норм и нормативов, закрепляющих гарантированное получение молодыми гражданами и молодыми семьями различного рода социальных услуг. Законом предусмотрено, что в целях создания благоприятных условий для развития молодой семьи, для ухода за детьми и их воспитания молодым семьям предоставляются государственные гарантии по жилищному кредитованию. Долгосрочные льготные ссуды и жилищные субсидии могут предоставляться молодым семьям по целевому назначению на строительство и приобретение жилых домов и квартир, вступительные паевые взносы в жилищно-строительные кооперативы и молодежные жилищные комплексы и на другие цели из средств республиканского бюджета и иных средств, порядок предоставления которых определяется Правительством республики.

2. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Марий Эл. Одно из фундаментальных прав — право на воспитание в семье, обеспечение его интересов лицами, обязанными защищать права ребенка, причем на первом месте в их перечне находятся родители. Норма, закрепленная в части 2 статьи 38 Конституции Республики Марий Эл, основана на правовой идее, выраженной в Нью-Йоркской конвенции о правах ребенка 1989 года, занимающей особое место в системе международных актов, посвященных правам детей, содержащей значительное число положений, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию.

Из комментируемой нормы следует, что защита прав и интересов ребенка, его воспитание в первую очередь осуществляются родителями (лицами, их заменяющими). Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им совершеннолетия (возраста 18 лет). Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы.

За неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей федеральное законодательство предусматривает различные виды ответственности — административную (статья 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовую (вытекающую из положений ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ), предусмотренную Семейным кодексом РФ (ст. 69) и, в крайних случаях, если деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним, — уголовную (статья 156 УК РФ).

3. Конституция возлагает на трудоспособных совершеннолетних детей также обязанность заботиться о своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителях. В целях комментируемой статьи под нуждаемостью в помощи понимается, прежде всего, потребность в материальной помощи, так как речь идет об обязанности заботы со стороны трудоспособных детей, имеющих в силу этого возможность заработка и содержания нетрудоспособных родителей. Нетрудоспособными признаются родители, достигшие возраста, дающего право на начисление трудовой пенсии по старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины — 55 лет), независимо от их права на пенсию в более раннем возрасте, а также лица, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.

Обязанность по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей носит безусловный характер и не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия у трудоспособных совершеннолетних детей постоянного и достаточного дохода.

© Марийский государственный университет 2024