Статья 32

1. Граждане в Республике Марий Эл имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане в Республике Марий Эл имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с

федеральным законодательством и законами республики.

3. не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане в Республике Марий Эл имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане в Республике Марий Эл имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Право участвовать в управлении делами государства — это комплексное конституционное право граждан государства, которое включает в себя: возможность избирать и быть избранным; участие в референдуме и в других формах прямой демократии; осуществление местного самоуправления; право граждан на равный доступ к государственной службе; участие в отправлении правосудия. Данное право означает возможность для гражданина участвовать непосредственно или через своих представителей в формировании и деятельности любой из ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Участие граждан в отправлении правосудия включает в себя возможность для гражданина стать судьей, а также выступать в качестве присяжного, арбитражного заседателя, являться членом квалификационной коллегии судей.

Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики.

Право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлении народовластия — опосредованная: через своих представителей, избираемых в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления.

Рассматриваемое право, являясь непосредственно действующим, реализуется в единстве с другими, перечисленными в комментируемой статье.

2. Часть 2 статьи 32 Конституции Республики Марий Эл закрепляет три конкретных политических права: избирать, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме. Эти положения в соответствии с частью 4 статьи 15 и статьей 17 Конституции РФ действуют в единстве с положениями международных правовых актов, в частности п. «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающем право каждого гражданина голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Под избирательными правами граждан понимают конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации избиратель участвует в выборах и референдумах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Принципы участия граждан в выборах являются универсальными, относятся ко всем разновидностям выборов. Они закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в законах о выборах в различные органы публичной власти.

Всеобщее избирательное право означает признание без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать (активное избирательное право) и права быть избранными (пассивное избирательное право) в органы публичной власти, а также права участвовать в других избирательных действиях на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами. Конституция и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право избирать, голосовать на референдуме возникает у граждан с 18 лет, а право быть избранным — по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, законами России, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации. Этот возраст установлен, например, Законом Республики Марий Эл от 22.06.2012 № 30-З «О выборах Главы Республики Марий Эл». Главой Республики Марий Эл может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 02.12.2008 № 72-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл» депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

Равное избирательное право и право на участие в референдуме означают участие избирателей в выборах и референдуме на равных основаниях. Они обеспечиваются: наличием у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов); включением избирателей не более чем в один список избирателей (участников референдума); примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением для кандидатов равных юридических возможностей для участия в избирательной кампании; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами.

Данный принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право и взаимосвязан с принципом всеобщности.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно.

Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме. Гарантиями реализации данного принципа являются законоположения о личном голосовании, об условиях заполнения избирательного бюллетеня, о порядке досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка, а также об ответственности за нарушение тайны голосования (ст. 141 УК РФ).

Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов — от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов.

На основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании проводится также референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Конституционное право на участие в референдуме Российской Федерации принадлежит российским гражданам независимо от места их проживания, в том числе проживающим или находящимся за пределами России; в референдуме субъекта Федерации, местном референдуме — российским гражданам, место жительства которых, т.е. место постоянного или преимущественного проживания, расположено, соответственно, на территории субъекта Федерации, в границах муниципального образования.

Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдумах и принципы их проведения определяются в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вопросы назначения, подготовки и проведения федерального референдума регламентируются Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Нарушение законодательства о выборах и референдуме влечет за собой уголовную или административную ответственность (статьи 141–142.1 УК РФ; статьи 5.1–5.25, 5.45–5.52 КоАП РФ).

3. Часть 3 статьи 32 Конституции Республики Марий Эл определяет две категории граждан, которые не обладают активным и пассивным избирательным правом, а также правом участвовать в референдуме. Это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Признание недееспособным осуществляется лишь судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ст.ст. 281–285 ГПК РФ).

Статья 5 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» особо указывает на недопустимость ограничения прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении.

Ограничения в активном и пассивном избирательном праве не распространяется на лиц, осужденных к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы, а также осужденных условно, с отсрочкой исполнения приговора; на лиц, хотя и содержащихся под стражей в следственных изоляторах или аналогичных местах (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), но в отношении которых суд еще не применил уголовное наказание в виде лишения свободы. После отбытия такого наказания гражданин вновь вправе осуществлять свои избирательные права. То же относится к лицу, ранее признававшемуся недееспособным, если основания к тому отпали и суд признал его дееспособным.

Федеральный закон от 05.12.2006 № 225-ФЗ, внося изменения в Закон об основных гарантиях избирательных прав, дополнил перечень лиц, которые не обладают пассивным избирательным правом. К ним отнесены осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные пре-ступления, а также подвергнутые административному наказанию за производство и распространение экстремистских материалов.

4. Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов. Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя такие ее виды, как государственная гражданская служба, военная и правоохранительная службы. Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную и субъектов Федерации.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (п. 3 ст. 4).

Право поступления на гражданскую службу имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованием, установленным законом. Реализация этого права зависит, таким образом, от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права на равный доступ к гражданской службе закон предусматривает поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.

Устанавливаются и ограничения доступа гражданина к гражданской службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу; 10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей; 11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

В отличие от государственных гражданских служащих, лица, осуществляющие службу на не являющихся выборными должностях в органах местного самоуправления, относятся к муниципальным служащим. Основы их правового положения устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

5. Участие граждан в отправлении правосудия, предусмотренное ч. 5 ст. 32 Конституции, является одним из демократических принципов организации и деятельности судебной власти. Это право реализуется, например, через участие присяжных заседателей в судебном разбирательстве (см. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»).

Участие граждан в отправлении правосудия также включает в себя возможность стать профессиональным судьей при условии соответствия необходимым требованиям.

© Марийский государственный университет 2024