Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

1. Право на объединение — разновидность основных политических прав, предусматривающих гарантированную Конституцией РФ возможность (право) граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений.

По своему содержанию данное право предполагает: а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей; б) право вступать с другими гражданами в уже созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. При этом важнейшей формой объединения является политическая партия.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

По состоянию на 31 декабря 2014 года на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 746 общественных объединений различных организационно-правовых форм: 30 региональных отделений политических партий, 221 общественная организация, 5 общественных движений, 10 общественных фондов, 128 профсоюзных организаций, 1 общественное учреждение, 1 орган общественной самодеятельности, 3 общественно-государственных общественных объединения, 3 национально-культурных автономии, а также 1 торгово-промышленная палата. Кроме того, зарегистрировано 143 религиозные организации, 31 некоммерческое партнерство, 59 учреждений, 43 автономные некоммерческие организации, 15 коллегий адвокатов, 1 адвокатская палата субъекта РФ, 2 объединения работодателей, 1 нотариальная палата субъекта РФ, 1 совет муниципальных образований и иные организации (по данным Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл).

К основным актам в этой сфере относятся Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Другие законы касаются отдельных видов общественных объединений, например федеральные законы от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами исполнительной власти Республики Марий Эл мер государственной поддержки межрегиональных, региональных, местных молодежных и детских объединений, регулируются Законом Республики Марий Эл от 01.12.1997 № 51-З «О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Марий Эл».

Государственная поддержка может оказываться межрегиональным, региональным, местным молодежным и детским объединениям, зарегистрированным на территории Республики Марий Эл в установленном законом порядке и обратившимся за такой поддержкой к органам исполнительной власти Республики Марий Эл.

Государственная поддержка молодежных и детских объединений, действующих на территории Республики Марий Эл, осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

объединение или его отделение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации в Республике Марий Эл;

в объединении насчитывается не менее 100 членов;

деятельность объединения или его отделения соответствует приоритетным направлениям государственной молодежной политики, реализуемой на территории Республики Марий Эл. Приоритетные направления государственной молодежной политики определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Финансирование мероприятий по поддержке молодежных и детских объединений осуществляется за счет средств, предусматриваемых в целевых программах Республики Марий Эл в области молодежной политики.

Уполномоченный орган исполнительной власти по делам молодежи несет ответственность за правомерность выделения средств молодежным и детским объединениям, осуществляет контроль за обоснованностью их расходования.

Особое место среди общественных институтов занимает Общественная палата, статус, цели и задачи, порядок формирования которой регламентируются Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан России с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.

Законом также установлено, что Общественная палата Республики Марий Эл обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики, а также в целях общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Марий Эл, общественных объединений и союзов (ассоциаций) некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Марий Эл. В формировании Общественной палаты не участвуют политические партии.

Общественная палата Республики Марий Эл формируется в составе 33 человек. Треть состава Общественной палаты утверждается Главой Республики Марий Эл, другая треть состава — Государственным Собранием Республики Марий Эл. Сформированный в количестве 22 членов состав Общественной палаты принимает решение о приеме в члены оставшихся 11 представителей.

Новые возможности правовой защиты появились у общественных объединений после вступления России в Совет Европы. Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушение государством прав и свобод, гарантированных этой Конвенцией (включающей и право на свободу ассоциации), вправе обращаться не только частные лица, но и неправительственные организации, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2. Часть 2 комментируемой статьи Конституции закрепляет одну из важнейших гарантий свободы объединения — соблюдение принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

Статья 19 Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. В статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» требования об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях определены как недопустимые. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» запрещает обуславливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу (ч. 2 ст. 9). Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» относит к принципам гражданской службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. При этом подразумеваются, естественно, общественные объединения, созданные и действующие в соответствии с Конституцией и законами. Принадлежность к общественным объединениям, чья деятельность противоречит, в частности, требованиям ч. 5 ст. 13 Конституции РФ о запрете создания и деятельности объединений в антиобщественных целях, может явиться препятствием для поступления на государственную службу и ее прохождения.


© Марийский государственный университет 2024