Статья 3

1. власть в Республике Марий Эл принадлежит народу.

2. народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. никто не может присваивать власть в Республике Марий Эл. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Часть 1 статьи 3 Конституции провозглашает принцип народовластия или демократии. Это важнейший конституционный принцип, устанавливающий, что вся власть исходит от народа и принадлежит народу.

Власть обычно рассматривается как общественное отношение, которое характеризуется возможностью подчинять кого-либо своей воле, управлять, добиваться осуществления своей воли. Народ с точки зрения конституционного права понимается как социальная общность — совокупность граждан, в рассматриваемом кон-тексте ассоциированных в рамках субъекта Федерации — Республики Марий Эл и являющихся частью многонационального народа Российской Федерации. Народ выступает в качестве источника и одновременно субъекта власти, осуществляемой им непосредственно или от его имени органами государственной власти и органа-ми местного самоуправления. Соответственно, власть в условиях демократии выражает, защищает и обеспечивает интересы народа, то есть совокупные коренные интересы всего общества.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет формы власти народа: непосредственная (прямая) и представительная демократия.

Народ имеет возможность осуществлять свою власть непосредственно — путем прямого участия граждан в решении важных государственных и местных вопросов. В этом случае происходит непосредственное волеизъявление народа или каких-либо групп населения. Институтами непосредственной демократии являются референдум, выборы, народные обсуждения проектов государственных и местных решений и законов, петиции, народные инициативы, сходы и собрания граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и др.

Осуществление народом власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления, то есть через полномочных представителей народа, составляет сущность представительной демократии. Данные органы действуют от имени и по поручению народа.

Наиболее полно функцию представительства народных интересов выполняют выборные органы. В Республике Марий Эл к избираемым народом органам государственной власти следует отнести Государственное Собрание Республики Марий Эл и Главу Республики Марий Эл. На уровне местного самоуправления действуют разнообразные выборные органы.

Иные органы государственной власти и местного самоуправления также можно отнести к представителям воли народа, который участвует в их формировании пусть не прямо, но косвенно.

3. Часть 3 комментируемой статьи Конституции устанавливает высшие институты непосредственной демократии, служащие непосредственным выражением власти народа: референдум и свободные выборы.

В развитие Конституции был принят Закон Республики Марий Эл от 01.07.2003 № 21-З «О референдуме Республики Марий Эл», который определил порядок на-значения, подготовки и проведения референдума Республики Марий Эл, закрепил основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации в Республике Марий Эл их конституционного права на участие в референдуме Республики Марий Эл в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Конституцией и другими законами Республики Марий Эл.

Согласно Закону референдум — это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации в Республике Марий Эл по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме. Референдум Республики Марий Эл проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина в референдуме Республики Марий Эл является свободным и добровольным, контроль за его волеизъявлением не допускается.

Вопросы местного значения могут быть вынесены на местный референдум (Закон Республики Марий Эл от 02.12.2008 № 71-З «О местном референдуме и голо-совании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Республике Марий Эл»).

Выборы — способ формирования органов государства и местного самоуправления, наделения полномочиями должностных лиц посредством голосования управомоченных субъектов. Главное значение выборов заключается в создании и легитимации представительных органов, выражающих интересы народа.

Конституция устанавливает принцип свободных выборов, означающий свободное, без какого-либо давления волеизъявление граждан.

Демократические принципы выборов воплощены в нормах части 1 и 2 статьи 32 Конституции, провозглашающих право граждан в Республике Марий Эл участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с федеральным законодательством и законами республики.

В Республике Марий Эл создано развитое избирательное законодательство, включающее в качестве наиболее важных источников Закон Республики Марий Эл от 02.12.2008 № 72-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл», Закон Республики Марий Эл от 22.06.2012 № 30-З «О выборах Главы Республики Марий Эл», Закон Республики Марий Эл от 24.10.2012 № 54-З «О порядке отзыва Главы Республики Марий Эл», Закон Республики Марий Эл от 02.12.2008 № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл»,

Закон Республики Марий Эл от 04.03.1998 № 64-З «О Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл».

4. Часть 4 комментируемой статьи запрещает кому-либо присваивать власть в Республике Марий Эл, то есть незаконно получать и обладать властью. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону, под которым в первую очередь подразумевается Уголовный кодекс Российской Федерации. Например, статья 278 Кодекса устанавливает наказание за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.


© Марийский государственный университет 2024