Статья 27

Каждый, кто законно находится на территории Республики Марий Эл, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

1. Национальность — это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

В основе национального самоопределения личности лежит осознание принадлежности к определенной этнической общности, к людям, духовно связанным общим языком, культурой и т.д. При этом человек вправе определять свою национальную принадлежность вне зависимости от этнического происхождения.

Человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной не семейной национально-культурной и языковой этнической среде, получить в ней воспитание и развитие, изучить язык, национальную культуру, психологию, осознать свою принадлежность к ней.

По итогам Всероссийской переписи населения за 2002 и 2010 года в Республике Марий Эл в основном проживают русские (47,46% — 2002, 47,4% — 2010), марийцы (42,88% — 2002, 43,9% — 2010), татары (5,96% — 2002, 5,8% — 2010), чуваши (1,02% — 2002, 6,0% — 2010) и украинцы (0,70% — 2002, 3,6% —

Свобода передвижения и выбора места жительства – право человека беспрепятственно передвигаться по территории страны, выбирать свое место жительства и пребывания, покидать страну и возвращаться в нее является одним из основных личных прав человека и включено во Всеобщую декларацию прав человека (ст. 13), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Законом Республики Марий Эл от 10.06.2010 № 26-З «О поправках к Конституции Республики Марий Эл» в статью 27 Конституции внесены изменения: в статье 27 слова «свободное передвижение» были заменены словами «свободу передвижения», чем обеспечена всесторонняя реализация данной свободы в практической жизни.

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения были связаны, прежде всего, с паспортной системой и пропиской.

В Российской Федерации право на свободу передвижения впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-I .

25 июня 1993 г. был принят Закон РФ № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В Законе наряду с общими положениями раскрыты понятия места пребывания и места жительства, цели введения регистрационного учета, основные правила регистрации и снятия с учета, указаны допустимые, причем исчерпывающие ограничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

В отношении лиц, не являющихся гражданами РФ и законно находящихся на ее территории, в т.ч. Республике Марий Эл, Закон устанавливает, что они имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории РФ в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами РФ, за исключением случаев нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пересечения Государственной границы РФ, если за это правонарушение в соответствии со ст. 18.1 КоАП наложено взыскание в виде административного штрафа с выдворением виновного за пределы Российской Федерации. С названными правами и их реализацией связаны принятые 19 февраля 1993 г. федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской

Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать названные правила. Контроль за соблюдением Правил должностными лицами и гражданами возлагается на органы внутренних дел.

Введенная система регистрации также была предметом конституционного разбирательства. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 № 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» Конституционный Суд постановил признать положение, содержащееся в статье 54 Жилищного кодекса РФ, как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки, не соответствующим по содержанию, в частности, части 1 статьи 27 и части 1 статьи 40 Конституции.

Для Республики Марий Эл особое значение по вопросам прописки и регистрации граждан представляет Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» (c особым мнением судьи Конституционного Суда Российской Федерации Баглая М.В.). В Постановлении Суд указал, что реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера.

Законом исчерпывающе определены основания для ограничения граждан России в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение.

15 мая 2014 года Конституционный суд Республики Марий Эл принял Постановление по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в связи с жалобой гражданки Л.В. Редкиной, где постановил, что положения пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в редакции, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.01.2014 № 87, не соответствуют Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27, 43 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) в той мере, в какой оно увязывает зачисление детей в дошкольное муниципальное образовательное учреждение городского округа «Город Йошкар-Ола» с предоставлением документа, подтверждающего постоянную или временную регистрацию на территории муниципального образования.

Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» Конституционный суд обязал, исходя из требований Конституции Республики Марий Эл и с учетом основанных на них правовых позиций Конституционного суда, выраженных в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.


© Марийский государственный университет 2024