Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Понимание права всегда связывалось с понятием свободы. Следует отметить, что первоначально термин «свобода» использовался в позитивном праве для описания правового положения личности. Действительно, первоначальное и наиболее знакомое понятие свободы — это понятие физической свободы. Именно о ней идет речь и в статье 22 Конституции Российской Федерации и в комментируемой статье Конституции Республики Марий Эл.

Постепенно понятие свободы приобрело еще одно значение и стало употребляться как синоним субъективного права. Из общей теории права известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе. Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность.

Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному нарушителю свободы.

Однако изложенное выше различие между правом и свободой достаточно условно.

Конституционное право на физическую свободу является одним из наиболее значимых свобод, которое обеспечивает демократическое развитие общества. Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и неприкосновенность психическую.

Конституция закрепляет ряд положений, касающихся обеспечения неприкосновенности отдельных категорий лиц, чья служебная деятельность сопряжена с выполнением особо значимых социальных функций и повышенным профессиональным риском. Например, в статье 69 Конституции устанавливается, что депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Положения, гарантирующие неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в связи с их обвинением в противоправных действиях, связанных с исполнением депутатских полномочий, содержатся в статье 448 УПК, статьях 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статье 22 Закона Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл».

Такого же рода гарантии установлены в отношении судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного суда Республики Марий Эл, например ст. 13 Закона Республики Марий Эл «О Конституционном суде Республики Марий Эл».

2. Гарантируемое статьей 22 право на свободу и личную неприкосновенность, как отмечалось в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.1996 № 14-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина», включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением задержания, ареста, заключения под стражу или с лишением свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований и вне установленной процедуры, без санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных или контролируемых сроков. Избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения, равно как и продление срока содержания обвиняемого под стражей, возможно только по судебному решению, принимаемому в ходе предварительного следствия по ходатайству соответствующего начальника следственного органа или следователя с согласия начальника следственного органа, а в ходе дознания — по ходатайству прокурора или дознавателя с согласия прокурора; принятие такого решения в ходе судебного производства возможно как по ходатайству стороны обвинения, так и по инициативе самого суда.

Порядок и условия содержания под стражей определяются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», исходя из принципов законности, равенства прав граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Согласно Закону содержание под стражей может осуществляться лишь на основаниях и в целях, установленных УПК, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий обвиняемым и подозреваемым.


© Марийский государственный университет 2024