Статья 19

1. все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Равенство и равноправие занимают особое место в системе ценностей, защищаемых Конституцией Республики Марий Эл. По всему тексту Конституции эти требования выступают и как элемент правового статуса человека, и как фундаментальный принцип, которым должны руководствоваться органы публичной власти в республике при обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Под равенством принято понимать одинаковое юридическое положение граждан перед законом, то есть равенство формальное, безотносительно к характеристикам того или иного человека по признаку пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения и другим. Равноправие же предусматривает только совпадение объема прав. Но оба эти понятия часто употребляются для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека.

В части 1 комментируемой статьи говорится именно о равенстве всех перед законом и судом. В юридическом смысле под законом здесь понимаются не только нормативные акты особой формы, принимаемые парламентом, но все такие акты, устанавливающие, отменяющие или изменяющие нормы права, регулирующие правоотношения в различных сферах.

Второй аспект принципа равенства связан с равенством всех перед судом. Конституция Республики Марий Эл придает особое значение судебной власти как наиболее эффективному средству защиты прав и свобод. Исходя из содержания статьи 6, а также главы 5 Конституции республики, судебная власть, относящаяся к разновидности государственной власти, осуществляется судами самостоятельно и независимо, правосудие основано на требованиях Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также Конституции Республики Марий Эл и законов Республики Марий Эл.

Установление в части 1 статьи 19 Конституции формального равенства в практическом плане означает гарантирование органами и должностными лицами публичной власти равных возможностей для всех. Реализация же этих возможностей зависит от качеств каждого человека, его усилий и подготовки. Кроме того, конституционное закрепление принципа равенства означает обязанность государства не принимать законы, которые, определяя права и обязанности, подходили бы к различным людям или группам населения с разными критериями. Фактически это означает, что равенство предполагает отсутствие не предусмотренных законом преимуществ и запрет дискриминации по любым основаниям.

По делу о проверке конституционности пункта 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 года № 113 и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования» Конституционный суд Республики Марий Эл установил, что данным постановлением часть одной из улиц города Йошкар-Олы была отнесена к автомобильным дорогам необщего пользования, что привело к установке запрещающих дорожных знаков и сооружений, препятствующих проезду транспортных средств граждан, затруднению подъезда к детскому саду, школе и ряду административных зданий, блокированию проезда автомобилей скорой медицинской помощи, пожарной техники к зданиям, расположенным на 70-метровом участке городской улицы. Суд указал, что конституционные принципы справедливости и юридического равенства обуславливают обеспечение одинакового объема юридических гарантий для всех граждан. Признавая оспоренное правовое регулирование неконституционным, суд пришел к выводу о том, что это регулирование не обусловлено обеспечением государственных или муниципальных нужд, а вызвано необходимостью организации автомобильной стоянки для служебных автомобилей УФСБ России по Республике Марий Эл, грубо нарушает конституционный принцип равенства граждан и недопустимости необоснованного ограничения их прав.

2. Понятия равенства и равноправия — понятия хотя и близкие, но различные. Часть 2 комментируемой статьи говорит о равноправии, то есть о равенстве прав граждан, равенстве объема и содержания этих прав.

Включение в текст Конституции этого установления, по всей видимости, вызвано очевидным фактом: формальное юридическое равенство всех людей, установленное частью 1 статьи 19, не способно уравнять людей по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, как неспособно уравнять людей никакое правоустановление. И в связи с этим Конституция республики в части 2 комментируемой статьи гарантирует гражданам равные права и свободы, одинаковые юридические возможности пользоваться ими.

Отсутствие таких государственных гарантий создало бы фундамент социального неравенства, возможность ущемления прав и свобод граждан по различным обстоятельствам — имущественного положения, социального статуса, места жительства, конфессиональной принадлежности, гендерным признакам и иным общественным характеристикам человека, перечисленным в комментируемой норме. Вместе с тем социальный характер государства обязывает оказывать меры социальной поддержки некоторым категориям граждан, перечисленным в законе. Их особый статус, особые меры социальной опеки, принимаемые в отношении ветеранов, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, иных категорий социально незащищенных граждан не свидетельствует о дискриминации других граждан, не относящихся к социально незащищенным, их неравноправии. Меры социальной поддержки, оказываемые некоторым категориям граждан, — это не особое их право, а механизм поддержки социально незащищенных граждан со стороны государства.

Не свидетельствует о неравноправии граждан и предоставление особого статуса для некоторых категорий граждан, например занимающих выборные должности в органах законодательной и исполнительной власти, судей. Это может выражаться, например, в особом механизме привлечения их к уголовной или административной ответственности. В данном случае речь также не идет о несоответствии правового регулирования конституционному принципу равноправия. Особый порядок привлечения к установленной законом ответственности некоторых категорий государственных служащих не является их личной привилегией, не освобождает депутата или судью от ответственности за совершенное правонарушение, а является гарантией обеспечения их деятельности.

Равноправие независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности означает, что права граждан не могут зависеть ни от каких обстоятельств. Особую актуальность приобретает данная норма на фоне обострившейся национальной и языковой дискриминации, наблюдающейся в некоторых восточноевропейских странах, причем не только на бытовом, но и на государственном уровне.

3. Равноправие женщины и мужчины, установленное частью 3 комментируемой статьи, предполагает не только провозглашение равных для мужчин и женщин прав и свобод, но и создание условий для их реализации. Декларируя формально-юридическое гендерное равенство, Республика Марий Эл в силу комментируемого конституционного положения обязана обеспечить специальные гарантии для фактического выравнивания возможностей женщины и мужчины. Такая задача реализуется путем законодательной деятельности и реализации социальной политики Российской Федерации на территории Республики Марий Эл.

Установлены дополнительные гарантии обеспечения женщин всеми экономическими, социальными и иными правами.

Трудовое законодательство закрепляет равенство мужчины и женщины в трудовых отношениях: при приеме на работу, установлении размера оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха и т.д. Вместе с тем, учитывая особенности женского организма, трудовое законодательство предусматривает ряд льгот для работающих женщин, повышенную охрану их труда. Законом предусмотрены специальные юридические гарантии для женщин в связи с беременностью и материнством. Закон запрещает отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Гарантируется и строго соблюдается распространение принципа гендерного равенства на систему социальной защиты, в том числе на размеры социальных выплат при пониженном возрасте выхода женщин на пенсию, что обусловлено физиологическими отличиями женщин от мужчин.

Представляется вместе с тем, что равноправие мужчины и женщины не есть их тождество. Физиологически и ментально мужчина и женщина отличны друг от друга, их социальные роли и позиции также различны. Поэтому конституционное закрепление равенства полов предусматривает предоставление каждому равных возможностей, но не поощрение или принуждение мужчин и женщин выполнять несвойственные социальные, экономические и иные функции. Подобная «уравниловка» может привести лишь к одному негативному последствию — обоюдной деградации. Равенство полов невозможно по объективным причинам, именно поэтому конституционная конструкция говорит именно об их равноправии.

Нарушение принципа равноправия полов, то есть совершение действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола, в силу статьи 1 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года считается дискриминацией и подлежит устранению в порядке, установленном законом. Представляется, что на положениях этой Конвенции и базируется комментируемая конституционная норма.

Не являются дискриминацией по мотивам пола защита функции материнства; призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом; принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.

© Марийский государственный университет 2024