Статья 15

Государственными языками в Республике Марий Эл являются марийский (горный, луговой) и русский языки.

Язык — это важнейшее средство человеческого общения, отличительный элемент культуры народа, основная форма проявления национального самосознания личности. Под использованием языка в правовом смысле следует понимать получение или передачу устных либо письменных сообщений, а также любое иное доведение до сведения граждан или должностных лиц информации на указанном языке. Таким образом, языковые правоотношения являются информационными по своей сути. Однако это не отражает их специфику. Конституционно-правовое регулирование языковых отношений имеет свои особенности. Часть 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации закрепляет за каждым право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государственный язык — язык, который люди преимущественно используют, проживая в одном государстве, чтобы обеспечить свое благополучие, это язык, на котором государство обеспечивает права и свободы граждан, их достойную жизнь и свободное развитие своего народа. На государственном языке публикуются законы и иные правовые акты, издаются официальные документы, ведется делопроизводство и официальная переписка, государственный язык используется преимущественно средствами массовой информации.

В Республике Марий Эл государственными языками признаны марийский (горный и луговой) и русский языки. Такое правовое закрепление обусловлено национально-историческими особенностями развития республики, ее национальным составом. Финно-угорские племена, населявшие территорию современной республики, взаимодействовали с Русским государством с IX века, а с середины XVI века вошли в состав России. По данным Росстата на 2010 год 47,4% населения республики составляли русские, 43,9% — марийцы.

Наличие у марийского языка статуса государственного наряду с русским языком основано на положении части 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации, согласно которой республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, и в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Конституционные основы использования в республиках национальных языков получили развитие в федеральных нормативных правовых актах. Важнейшим из них является Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-I «О языках народов Российской Федерации», где закреплено, что язык — национальное достояние Российского государства, чем особо подчеркивается социально-культурное значение языка.

Самостоятельным направлением использования языка является его использование и в качестве языка государственного. Этот язык необходим как для деятельности органов государственной власти, так и для связи государства с народом. И для достижения указанных целей республики в составе Российской Федерации наделены правом создания норм государственного языка. Однако языковая политика республик ограничена их статусом в федеративном государстве. В частности Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.11.2004 № 16-П указал, что основы федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе государственная языковая политика, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в языковой сфере, общие вопросы образования и культуры регулируются федеральными законами. Результатом рассмотренного Конституционным Судом Российской Федерации спора было признание конституционным Федерального закона от 11.12.2002 № 165-ФЗ «О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», согласно которому в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Судом также сформулированы правовые позиции, согласно которым регулирование статуса национального языка как государственного языка республики, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными образовательными стандартами.

Закрепление в Конституции Республики Марий Эл государственного статуса марийского и русского языков предполагает возможность ведения официального делопроизводства в республике не только на русском, но и на марийском языке, оформление вывесок с наименованиями государственных органов, учреждений и предприятий наряду с русским на марийском языке, официальное опубликование законов, иных нормативных правовых актов республики, иных актов, исходящих от республиканских органов государственной власти, на марийском и русском языках. Так, частью 1 статьи 22.2 Закона Республики Марий Эл от 06.03.2008 № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» установлено, что официальным опубликованием закона Республики Марий Эл, постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет», издаваемых соответственно на русском и на марийском языках.


© Марийский государственный университет 2024