Статья 14

в Республике Марий Эл признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Норма о признании и гарантировании местного самоуправления в Республике Марий Эл является логическим продолжением другого конституционного положения — части 2 статьи 3 о закреплении за народом нескольких форм осуществления своей власти — 1) непосредственно, 2) через органы государственной власти, 3) через органы местного самоуправления. Тем самым Конституция вслед за Конституцией Российской Федерации признает местное самоуправление как самостоятельный уровень осуществления публичной власти. Гарантированием местного самоуправления в Республике Марий Эл является уже тот факт, что настоящая статья помещена в главу, устанавливающую основы конституционного строя. Содержание и место статьи свидетельствует о провозглашении местного самоуправления в качестве одной из таких основ.

Республика Марий Эл заинтересована в организации местного самоуправления на своей территории, считает данный конституционный институт необходимым, обеспечивает содействие в его организации и последующей деятельности. Развитием положений о гарантированности местного самоуправления в Республике Марий Эл следует считать ряд других статей ее Конституции. В частности, статья 10 выступает экономической гарантией местного самоуправления, регулирует признание и защиту муниципальной собственности. Равно как и статья 11 закрепляет возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов.

К числу организационно-правовых гарантий организации местного самоуправления в Республике Марий Эл следует отнести конституционные положения статьи 99 об осуществлении местного самоуправления в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на других территориях.

Дальнейшим развитием гарантированности местного самоуправления выступает закрепление в статье 99 Конституции форм осуществления гражданами местного самоуправления — путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В качестве конституционной гарантии местного самоуправления следует признать в комментируемой статье и последующую норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий. Собственные полномочия местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения. Именно в этой сфере местное самоуправление вправе принимать самостоятельные и под свою ответственность решения, что соответствует правовой природе местного самоуправления, отражено в его понятии, закрепленном в статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В основном круг этих полномочий урегулировала статья 100 Конституции — управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Но данный перечень оставлен открытым, самостоятельность местного самоуправления распространяется и на решение иных вопросов местного значения.

В качестве гарантий института местного самоуправления в Республике Марий Эл необходимо отметить и следующую норму комментируемой статьи — о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Проведение такого размежевания указывает на специфические задачи и функции местного самоуправления, которые оно должно решать без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления впервые за всю историю конституционного строительства выведены из под руководства органов государственной власти. Ранее, будучи встроенными в общую властную вертикаль в государстве, действуя по директивам партийных и государственных органов, органы местного самоуправления (советы народных депутатов и их исполкомы) фактически были лишены какой-либо самостоятельности.

Указанный принцип организационного обособления органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, обеспечивая их защиту от незаконного вмешательства государственных органов, вместе с тем не противопоставляет данные органы друг другу, а напротив — не исключает их тесного взаимодействия. Основы такого сотрудничества заложены в объединяющем органы местного самоуправления с органами государственной власти фундаментальном понятии «публичная власть».

© Марийский государственный университет 2024