Статья 13

1. никакая религия в Республике Марий Эл не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3. не допускается деятельность религиозных организаций, угрожающих здоровью и безопасности граждан.

1. Комментируемой статьей закреплен важнейший принцип, заложенный в основу конституционного строя Республики Марий Эл, — принцип светского государства, который предполагает организацию публичной власти, свободную от какого бы то ни было влияния религии. В соответствии с данным принципом государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести и вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Государство обеспечивает светский характер общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

С другой стороны, принцип светского государства гарантирует религиозным организациям свободу от государственного вмешательства в их деятельность, естественно, при условии соблюдения законов этими организациями. Этот принцип обеспечивает реализацию одной из важнейших конституционных свобод — свободы совести и вероисповедания, при которой отсутствуют различия в правовом статусе людей в зависимости от принадлежности к какой-либо религиозной конфессии.

В Республике Марий Эл официально зарегистрировано 133 религиозных объединения (по данным Общественной палаты Республики Марий Эл на 2014 г.). Основными из них являются религиозные объединения РПЦ, старообрядческих общин, мусульманских общин, а также организации Марийской традиционной религии Марий Юмыйÿла.

2. Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры.

Очевидно, что конституционное правило о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, отвечает не только интересам государства, но и самих религиозных объединений. Как раз при таком положении проявляется и обеспечивается их юридически равное положение в обществе и государстве. Кроме того, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» повышает роль судебной защиты прав и интересов религиозных объединений. Любые шаги государственных органов, отказывающих в регистрации религиозной организации, препятствующих деятельности законно существующих религиозных объединений, а также действия, направленные на ликвидацию упомянутых объединений, могут стать предметом судебного разбирательства.

Органы государственной власти Республики Марий Эл не вмешиваются в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений. Республиканские религиозные объединения не вмешиваются в государственные дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государственной власти Республики Марий Эл и т.п., но участвуют в культурной и социальной жизни республики.

Эти общественные отношения регулируются на региональном уровне Законом от 31.07.2014 № 29-З «О регулировании отдельных отношений, связанных с реализацией прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в Республике Марий Эл». Закон закрепляет гарантии прав граждан при осуществлении религиозных обрядов и церемоний, гарантии на свободу совести и свободу вероисповедания в образовательном процессе. Устанавливаются основы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с религиозными объединениями, а также меры, принимаемые органами публичной власти по защите свободы совести и вероисповедания, меры ответственности за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Например, Законом установлено право несовершеннолетних отказаться от посещения мероприятий, связанных с обучением религии.

3. Часть 3 ст. 13 устанавливает запрет на деятельность религиозных организаций, угрожающих здоровью и безопасности граждан.

В Постановлении от 23.11.1999 № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жало-бами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений статьи 18 (пункты 2 и 3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. На это, в частности, обращается внимание в постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в рекомендации Совета Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в постановлениях Европейского Суда по правам человека от 25 мая 1993 года и от 26 сентября 1996 года, разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции.


© Марийский государственный университет 2024