Статья 11

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Марий Эл.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

1. В комментируемой статье подчеркивается особое значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Марий Эл.

Народам, проживающим на территории Республики Марий Эл, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения.

Исходя из статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в совместном ведении Российской Федерации и Республики Марий Эл находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, комментируемая норма Конституции должна трактоваться как обязанность органов власти Республики Марий Эл, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов; их охране от нерационального использования, порчи, заражения; восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также в интересах народа республики.

При этом необходимы сохранение благоприятного для жизни, здоровья человека и развития общества качества окружающей природной среды, в том числе земли как ее компонента; обеспечение рационального использования и равного доступа к земле как природному ресурсу — основе жизни и деятельности человека; сохранение жизни человека и предотвращение негативного (вредного) воздействия на здоровье человека; обеспечение равного доступа всех к приобретению земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, возложение на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и максимально возможному их сохранению и восстановлению, если это возможно.

Исходя из особого статуса земли и других природных ресурсов, они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Например, Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Кодекса. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами.

Российская Федерация передала органам государственной власти Республики Марий Эл осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (статья 26 Водного кодекса Российской Федерации); в области лесных отношений (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации); в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов (ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»); в области экологической экспертизы (ст. 6 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), тем самым определены полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.

2. Норма части 2 комментируемой статьи, как и статьи 9 Конституции Российской Федерации, сформулирована таким образом, что в ее буквальном истолковании в ней провозглашена возможность нахождения природных ресурсов в любой форме собственности. Вместе с тем формулировка «могут находиться», как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, означает, что, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации вместе с тем не обязывает к тому, чтобы все природные ресурсы находились в этих различных формах собственности.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей и природными ресурсами урегулированы действующим законодательством.

При этом Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает собственность на землю граждан и юридических лиц; государственную собственность на землю (собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъектов Российской Федерации) и муниципальную собственность. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Равный доступ граждан и юридических лиц к приобретению в собственность земельных участков связан с таким принципом гражданского законодательства и права, как равенство участников гражданских отношений.

В то же время данное правило не носит безусловного характера. В законодательстве могут быть установлены исключения для различных субъектов, категорий земель, целевого назначения земельных участков. Например, земельные участки для личного подсобного хозяйства, крестьянского фермерского хозяйства могут предоставляться только гражданам (ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

Независимо от того, о каких лесах идет речь, во всех случаях их возможного использования при законном изъятии лесных ресурсов из окружающей природной среды эти добытые ресурсы, в том числе древесина, поступают в режим права собственности лица (физического или юридического), использующего соответствующий лес. При этом речь может идти только о законном использовании соответствующей части лесного участка, поскольку только лесной участок может быть предметом лесопользования, это использование должно носить законный характер.

© Марийский государственный университет 2024