Статья 108

1. Положения Конституции Республики Марий Эл могут быть пересмотрены Государственным собранием Республики Марий Эл либо путем проведения референдума Республики Марий Эл.

2. исключена.

3. Поправки к Конституции Республики Марий Эл принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл, при этом в двух чтениях с перерывом между ними не менее трех месяцев.

1. Пересмотр положений Конституции возможен только в рамках принятия новой Конституции Республики Марий Эл. Часть первая комментируемой статьи устанавливает два допустимых способа пересмотра Конституции: Государственным Собранием Республики Марий Эл либо путем проведения референдума Республики Марий Эл.

Указанная норма согласуется с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который закрепляет за законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации право принимать конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней (ч. 1 ст. 5), кроме того, федеральный законодатель предусмотрел возможность принятия конституции субъекта Российской Федерации иным путем, например на региональном референдуме.

В Конституции отсутствует отдельная глава, регламентирующая порядок разработки и принятия нового Основного закона.

В случае необходимости принятия новой Конституции республики следует применять имеющееся правовое регулирование пересмотра положений Конституции Республики Марий Эл.

Так, в соответствии со ст. 107 Конституции предложения о пересмотре Конституции Республики Марий Эл могут вносить Глава Республики Марий Эл или группа депутатов численностью не менее одной трети избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл (см. комментарий к ст. 107).

Закон Республики Марий Эл от 07.12.2001 № 45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» не устанавливает процедурных правил принятия (пересмотра) Конституции. Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл, утвержденным Постановлением от 14.08.2014 № 706-П, объединены две взаимоисключающие формы изменения Конституции Республики Марий Эл: «Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл вносятся в Государственное Собрание в форме проекта закона Республики Марий Эл о поправках к Конституции Республики Марий Эл и рассматриваются в порядке, установленном Законом Республики Марий Эл от 07.04.1998 № 70-З «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Марий Эл» (ст. 116 Регламента).

Однако указанный выше закон четко определил, что предметом его регулирования является порядок и условия внесения, принятия и вступления в силу исключительно поправок к Конституции Республики Марий Эл (статья 1).

Комментируемая статья Конституции допускает пересмотр Конституции путем прямого волеизъявления граждан, осуществляемого посредством голосования, то есть на референдуме Республики Марий Эл. Порядок назначения, подготовки и проведения референдума определяется Законом Республики Марий Эл от 01.07.2003 № 21-З «О референдуме Республики Марий Эл».

Указанный закон не содержит специальных норм, регламентирующих порядок реализации инициативы по пересмотру Конституции Республики Марий Эл. Вместе с тем согласно требованиям закона при проведении голосования вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования. Результатом референдума должно быть утверждение предложенного проекта Конституции Республики Марий Эл или его отклонение. Участник референдума не может одобрить или отклонить отдельные положения или статьи проекта. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины участников референдума, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Если же вынесенный на референдум проект не набрал установленного большинства голосов, то это должно считаться подтверждением неизменности действующей Конституции Республики Марий Эл.

В результате пересмотра Конституции не должны ограничиваться или отменяться общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Принятие Конституции путем проведения референдума как непосредственного выражения власти народа служит целям достижения высшей легитимности Основного закона.

Глава Республики Марий Эл в течение 14 дней со дня поступления принятой Государственным Собранием Республики Марий Эл или на республиканском референдуме Конституции Республики Марий Эл обязан подписать и обнародовать ее (см. комментарии к ч. 1 ст. 75). В соответствии с ч. 2.5 ст. 8 Федерального закона № 184-ФЗ Конституция Республики Марий Эл вступает в силу после ее официального опубликования.

2. Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 29.06.2005 № 18-З (Поправка 39, п. 2).

3. Норма части 2 комментируемой статьи устанавливает, что поправки к Конституции принимаются квалифицированным большинством, а именно не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, где под установленным числом депутатов следует понимать установленное действующей Конституцией число депутатов Государственного Собрания (см. комментарий к ч. 1 ст. 65).

Поправки к Конституции республики принимаются в форме закона о поправках к Конституции Республики Марий Эл в двух чтениях, с перерывом между ними не менее трех месяцев. Указанная процедура регулируется Законом Республики Марий Эл от 07.04.1998 № 70-З «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Марий Эл» и главой 17 Регламента Государственного Собрания.

Поступившее от субъекта конституционной инициативы предложение о поправке к Конституции Республики Марий Эл направляется Председателем Государственного Собрания на заключение в парламентский комитет по законодательству. При наличии положительного заключения комитета по законодательству и других комитетов Президиум Государственного Собрания Республики Марий Эл включает в повестку дня сессии Государственного Собрания вопрос о рассмотрении проекта закона о поправках к Конституции Республики Марий Эл в первом чтении.

На сессии Государственного Собрания поправки к Конституции обсуждаются и каждая в отдельности ставится на голосование. Поправка принимается, если за нее проголосовало не менее двух третей от установленного числа законодателей. Каждая из поправок имеет свой порядковый номер.

Решение Государственного Собрания о принятии закона о поправке к Конституции Республики Марий Эл в первом чтении оформляется соответствующим постановлением и не позднее пяти дней опубликовывается для всеобщего сведения вместе с текстом принятого закона.

Рассмотрение закона о поправках к Конституции Республики Марий Эл во втором чтении должно состояться не менее чем через три месяца после принятия указанного законопроекта в первом чтении.

Установленный длительный временной перерыв между чтениями позволяет привлечь граждан к процессу конституционного нормотворчества, учесть все поступившие замечания и предложения, устранить имеющиеся противоречия. Усложненная процедура принятия поправок «защищает» Конституцию Республики

Марий Эл от поправок, вызванных не жизненной необходимостью, а политическими конъюнктурными соображениями.

Во втором чтении после постатейного обсуждения и голосования по каждой поправке принимается в целом закон о поправках к Конституции Республики Марий Эл, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл. Принятый закон о поправках к Конституции Республики Марий Эл в течение пяти дней направляется Главе Республики Марий Эл для подписания и опубликования.

В практике работы Государственного Собрания возникал вопрос о праве высшего должностного лица республики отклонять законы Республики Марий Эл о поправках к Конституции Республики Марий Эл. Конституция не содержит норм, регулирующих эти правоотношения, в связи с чем 22 мая 2001 года было принято Постановление Государственного Собрания № 125-III «Об обращении в Конституционный суд Республики Марий Эл» с запросом о толковании части третьей статьи 75 Конституции Республики Марий Эл о возможности применения установленных ею правил преодоления разногласий в отношении «обычных» законов Республики Марий Эл к законам Республики Марий Эл о поправках к Конституции Республики Марий Эл.

Закон о поправках к Конституции Республики Марий Эл — это особый вид нормативного правового акта, отличающегося от «обычных» законов Республики Марий Эл специфическим содержанием, направленным на изменение Конституции Республики Марий Эл, а также усложненной процедурой принятия.

С учетом этого в специальном законе определен порядок подписания, опубликования, а также преодоления разногласий в случае отклонения Главой Республики Марий Эл закона о поправках к Конституции Республики Марий Эл (Закон Республики Марий Эл «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Марий Эл, ст.ст. 10, 11).

Предусмотрено, что принятый Государственным Собранием закон о поправках к Конституции в течение пяти дней направляется Главе Республики Марий Эл для подписания и опубликования. Глава Республики Марий Эл в срок не позднее 14 дней со дня получения закона о поправках к Конституции Республики Марий Эл либо подписывает его и осуществляет его официальное опубликование, либо, воспользовавшись правом вето, отклоняет закон.

Отклоненный закон возвращается в Государственное Собрание для повторного рассмотрения с мотивированным основанием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Предоставленное законом право вето позволяет Главе Республики Марий Эл активно влиять на процесс принятия поправок к Конституции Республики Марий Эл.

Если при повторном рассмотрении закон о поправках к Конституции будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, он подлежит подписанию Главой Республики Марий Эл в течение семи дней и опубликованию.

Закон о поправке к Конституции Республики Марий Эл вступает в силу со дня его официального опубликования, если данным законом не установлена иная дата вступления в силу.

Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Республики Марий Эл.


© Марийский государственный университет 2024