Статья 107

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл могут вносить Глава Республики Марий Эл или группа депутатов численностью не менее одной трети избранных депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл.

Комментируемая статья является составной частью главы 8, посвященной специальному правовому регулированию процедуры конституционных поправок и пересмотра Конституции Республики Марий Эл.

Закрепленный в юридические рамки усложненный процесс конституционного обновления призван обеспечивать стабильность Конституции Республики Марий Эл. Вместе с тем он позволяет достичь необходимого баланса между сохранением устойчивости содержания Конституции и возможностью вносить необходимые изменения в ее текст.

Внесение изменений и дополнений, как и принятие самой Конституции, относится к исключительному ведению республики и не нуждается в утверждении федеральными органами государственной власти.

Конституционные новации могут быть осуществлены путем пересмотра положений Конституции Республики Марий Эл либо внесением поправок в ее текст.

Законодательство не содержит понятия пересмотра положений Конституции. В правоприменительной практике под пересмотром нормативного документа понимается внесение всех необходимых изменений в его содержание с оформлением, принятием и опубликованием нового нормативного документа, заменяющего действующий.

Таким образом, пересмотр положений Конституции означает принятие новой Конституции республики. Нельзя пересмотреть отдельные положения Конституции путем корректировки ее текста, необходимо принятие новой Конституции Республики Марий Эл в целом.

Таким образом, под пересмотром положений Конституции Республики Марий Эл следует понимать не внесение поправок в текст действующей

Конституции Республики Марий Эл, а конституционное закрепление фундаментальных изменений основ конституционного строя, правового статуса личности, условий сохранения их стабильности. Указанные коренные изменения «разрушают» прежнюю Конституцию и являются необходимым фундаментом для принятия новой Конституции, которая, как и любой другой новый документ, будет иметь новое содержание, структуру, реквизиты и отменит ранее действовавшую Конституцию.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Марий Эл» под поправкой к Конституции Республики Марий Эл понимается любое изменение текста Конституции Республики Марий Эл: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений Конституции. Одной поправкой, как правило, должны охватываться взаимосвязанные изменения конституционного текста. После внесения поправок сохраняется структура Конституции, номера ее глав и статей.

Порядок внесения поправок и пересмотр положений Конституции значительно сложнее по сравнению с принятием обычных законов.

Субъектами, имеющими право вносить предложения как о поправках, так и пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл, являются Глава Республики Марий Эл и группа депутатов численностью не менее одной трети избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Под числом избранных депутатов следует понимать число фактически избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, полномочия которых на момент внесения предложения досрочно не прекращены. Согласно статье 8 Закона Республики Марий Эл от 15.02.1994 № 43-III «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл» для реализации конституционной инициативы по внесению предложения о поправках или пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл депутаты объединяются в не требующую регистрации временную депутатскую группу.

Комментируемая статья устанавливает ограниченный, так называемый закрытый перечень субъектов конституционной инициативы. Установленные статьей 74 Конституции такие субъекты законодательной инициативы, как комитеты Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований, Конституционный, Верховный, Арбитражный суды Республики Марий Эл и прокурор Республики Марий Эл не могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл. Ограниченный и закрытый перечень субъектов права конституционной инициативы является дополнительным механизмом обеспечения стабильности Конституции Республики Марий Эл, защиты ее от спонтанного влияния различных политических сил.

Предложение о поправке к Конституции вносится в Государственное Собрание в виде проекта Закона Республики Марий Эл о поправке к Конституции, предлагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из по

ложений Конституции. Если поправка требует внесения изменений в другие статьи Конституции, то предложение о поправке должно содержать текст новой редакции или предложение об изменении текста статей Конституции, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

Если поправкой из текста Конституции исключается статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словом «исключается». При этом номера исключаемых статей, частей и пунктов сохраняются.

Вместе с проектом Закона Республики Марий Эл о поправках к Конституции Республики Марий Эл субъектом, внесшим указанный проект, предоставляются обоснования необходимости принятия поправки, а также перечень законов Республики Марий Эл, подлежащих принятию, отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данной поправки.


© Марийский государственный университет 2024