Статья 10

1. в Республике Марий Эл гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. в Республике Марий Эл признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Единство экономического пространства обеспечивается единством законодательного регулирования экономики. В целях развития рыночных отношений, конкуренции и свободных экономических связей на территории РСФСР Президентом РСФСР был издан Указ от 12.12.1991 № 269 «О едином экономическом пространстве РСФСР».

В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Исключения из данного запрета могут быть установлены только федеральными законами. Наряду с этим в данной норме непосредственно определен перечень таких актов и действий (бездействия). Запрещены также наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами; совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств подразумевает свободный оборот на всей территории Российской Федерации, Республики Марий Эл как объектов материального мира (товаров), так и нематериальных (ус-луг). Свобода выбора экономической деятельности, формы такой деятельности и сферы, в которой будет вестись деятельность, а также свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав и свобода договора обеспечивают развитие рыночной экономики.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция возникает, если хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на определенном товарном рынке исходя из принципа соперничества и при условии, что каждый из них должен единолично влиять на общие условия такого рынка. В противовес данному понятию Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ содержит определение недобросовестной конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты или их группы осуществляют деятельность, которая направлена на получение преимуществ и противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, при этом другие субъекты предпринимательской деятельности несут убытки или наносится вред их деловой репутации.

Конституционный суд Республики Марий Эл, опираясь на ст. 10 (ч. 1), ст. 35 (ч.ч. 1 и 2) Конституции, в постановлении от 30.12.2002 «По делу о проверке конституционности абзаца пятого статьи 2, позиции одиннадцатой Приложения № 1 Закона Республики Марий Эл «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 13 ноября 1998 года № 97-З с изменениями и дополнениями» определил, что дифференциация налогов и сборов в оспариваемом законе справедливая и не носит дискриминационного характера правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Провозглашаемая в комментируемой статье свобода экономической деятельности прежде всего может рассматриваться как свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека: быть ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью. В случае, когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность. При этом свобода экономической деятельности предполагает прежде всего свободу предпринимательства. Субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

2. Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, Республики Марий Эл или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Субъектов права собственности можно разделить на частных и публичных. При этом в данном случае можно сформулировать правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной.

Государственная и муниципальная собственность (публичная собственность) в отличие от частной призваны обеспечивать интересы большого количества людей: народа Российской Федерации в целом; населения, проживающего на территории Республики Марий Эл; лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения. В этих случаях субъектами права собственности выступают соответственно Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), Республика Марий Эл (государственная собственность Республики Марий Эл), муниципальное образование (муниципальная собственность).

Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности отнесены к объектам федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности.

Перечень разграничения на территории Марийской ССР государственной собственности предприятий, организаций и учреждений на государственную собственность Марийской ССР и собственность местного самоуправления (муниципальная собственность) утвержден постановлением Верховного Совета Марийской АССР от 25.12.1991 № 236-III «О разделении собственности Марийской ССР на республиканскую и муниципальную».

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определен перечень имущества, которое может находиться в собственности Республики Марий Эл. Органы государственной власти Республики Марий Эл самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности Республики Марий Эл, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.

Для реализации указанного федерального закона принят Закон Республики Марий Эл от 04.12.2002 № 36-З «О порядке управления и распоряжения имуществом государственной собственности Республики Марий Эл».

Перечень имущества, которое может быть в собственности муниципальных образований, определен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В частной собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам.

Не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной или частной собственности. От того, насколько эффективно защищены отношения собственности, зависит благосостояние каждого отдельного гражданина нашей страны, нашей республики, общества и государства в целом. Использование имущества физических и юридических лиц для удовлетворения их собственных интересов, с одной стороны, а государственного и муниципального имущества — в публичных целях, с другой стороны, не позволяет ставить вопрос о равенстве или неравенстве форм собственности — они различны, поскольку принципиально расходятся по своему предназначению, однако признаются и защищаются равным образом.

© Марийский государственный университет 2024