Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Нарушенное право гражданина или юридического лица подлежит защите государством от посягательств любого лица в порядке, определенном специальными

законами. Между тем потерпевший вправе требовать от государства защиты и от неправомерных действий созданных им различных органов государственной власти и назначенных должностных лиц.

Конституционная норма полностью соответствует статье 53 Конституции РФ, которой закреплена важнейшая гарантия права каждого человека и гражданина Российской Федерации на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (статья 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года).

Статья 53 Конституции Республики Марий Эл прямо закрепляет обязанность Республики Марий Эл как государственного образования, входящего в состав РФ, возмещать каждому потерпевшему лицу имущественный и моральный вред, возникший в результате незаконных действий (бездействия) органов республиканской власти и их должностных лиц.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации. Это специальное правило в развитие конституционных положений установлено статьями 16 и 1069 ГК РФ. При этом оно основано на принципах недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления граждан-ских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Государство и муниципальные образования должны нести полную имущественную ответственность за вред, причиненный незаконными действиями, бездействием их властных органов или изданием не соответствующих закону ненормативных и нормативных актов.

Исходя из статей 1069 и 1071 ГК РФ, вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. От имени казны в суде выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган.

Осуществление защиты нарушенного права путем возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, не ставится в зависимость от необходимости обязательного оспаривания в суде этих действий (бездействия). При этом суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда.

Требование о возмещении вреда, причиненного изданием подзаконного норма-тивного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, может быть удовлетворено судом только в том случае, если соответствующий нормативный правовой акт признан недействующим судебным решением по другому делу либо если истцом требование о возмещении вреда соединено с требованием о признании нормативного правового акта недействующим и судом последнее признано подлежащим удовлетворению. Иначе будут нарушены общеобязательность и действие нормативного акта в отношении неопределенного круга лиц. Противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу. Оспаривание нормативного акта в подобных случаях не имело бы смысла, если бы следствием этого не могли являться восстановление или защита нарушенного права.

В науке гражданского права ответственность государства за внедоговорное причинение имущественного вреда признается разновидностью деликтного обязательства. На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ государство несет ответственность за незаконные виновные действия органов власти и должностных лиц. В предмет доказывания по иску о возмещении вреда входят как общие условия деликтной ответственности: причинение вреда и его размер, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вина причинителя, так и специальные условия такой ответственности, связанные с особенностями субъекта ответственности и характера его действий. С точки зрения современных международно-правовых теорий, при возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов, понятие законности и вины вообще не применяется.

В ГК РФ не закреплено понятие вины публичного органа в причинении вреда. Она устанавливается через противоправное поведение (действие, бездействие) публичного органа и выражается в непринятии им всех необходимых мер для исполнения возложенных на него исполнительно-распорядительных обязанностей. Истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.

Государство за счет казны несет ответственность за вред от незаконных действий органов, осуществляющих публичные полномочия в сфере законодательства об исполнительном производстве, уголовно-процессуального, налогового, таможенного, административного, градостроительного законодательства, а также законодательства о лицензировании, о рекламе.

Гражданский кодекс РФ предусматривает случаи возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Согласно статье 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. На случаи незаконного привлечения граждан к административной ответственности в виде административного ареста также распространяется исключение из общего правила возмещения гражданам вреда, причиненного в рамках дела об административном правонарушении, т.е. возмещение производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц, что обусловлено особым значением конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность, которое имеет исключительную ценность, поскольку создает необходимые условия для реализации всех других основных прав и свобод.

Каждый гражданин и каждое юридическое лицо имеет право на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок, являющееся неотъемлемой составляющей права на судебную защиту. Исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, равно как и прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, принят Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Им установлен специальный — вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов, — механизм защиты прав на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство.

В соответствии с указанным Федеральным законом с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством РФ, в суд могут обратиться граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве и в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица (ч. 1 ст. 1).

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению последствий.

При удовлетворении иска в резолютивной части решения суд указывает на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с конкретного органа. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.


© Марийский государственный университет 2024